А.В. Кочанов, А.Г. Клименко, С.Г. Ребров
32
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3
Основным процессом, определяющим реализацию запуска двигателя, являет-
ся воспламенение топливной смеси в камере сгорания (КС). Осуществление мно-
гократного принудительного воспламенения топлива непосредственно в КС пред-
ставляется затруднительным из-за невозможности обеспечения сохранности вос-
пламенителя (свечи) при размещении его в КС или в непосредственной близости
от нее. Практически все известные конструктивные решения по организации за-
пуска двигателя, использующего несамовоспламеняющиеся вообще и газообраз-
ные в частности компоненты топлива, предусматривают наличие предкамеры
(ПК), в которой осуществляется первоначальное воспламенение пусковой порции
топлива с последующим распространением процесса горения в КС.
Использование электрических систем зажигания (ЭСЗ) связано с расходо-
ванием электроэнергии. Современный уровень удельных характеристик источ-
ников электроэнергии требует рационального ее использования. В условиях
работы РДМТ экономия электроэнергии может достигаться, с одной стороны,
сокращением рабочего цикла ЭСЗ на осуществление одиночного запуска, с
другой стороны, реализацией запуска при минимальной потребляемой мощности
ЭСЗ.
Наиболее рациональный путь экономии электроэнергии связан с органи-
зацией воспламенения топлива при минимальной мощности источника. В неко-
торой степени снижению удельных характеристик энергопотребления могут
способствовать свойства самого топлива, когда способность к воспламенению
конкретного горючего в среде конкретного окислителя достаточно высоки.
В этом отношении весьма благоприятными свойствами обладает водород при
инициализации горения в среде кислорода [1]. Для инициирования воспламене-
ния других потенциально применимых в РДМТ горючих требуется существенно
большая мощность. Независимо от природы топливной композиции уменьшить
затраты электроэнергии можно рациональной организацией процесса зажигания.
В целях выбора оптимальных для организации воспламенения топлива пара-
метров камеры РДМТ, разработаны вариан-
ты конструкции и способ их запуска [2, 3].
В период запуска двигателя технический
результат (рис. 1) достигается поступлением
части расхода горючего из КС
3
в ПК
2
и
небольшого расхода окислителя в ПК из
коллектора смесительной головки через
отдельный канал.
В результате в ПК образуется готовая к
воспламенению газовая смесь, которая
воспламеняется от энергии воспламените-
ля
1
с распространением процесса горения
в КС. За счет продолжающегося поступле-
ния в ПК окислителя давление в ней стано-
Рис. 1.
Схема поступления
компонентов топлива в камеру