1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3

31

УДК 629.7.085:629.764.7

DOI: 10.18698/0236-3941-2017-3-31-40

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА ИСКРОЙ

И НАГРЕТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮНА ЗАПУСК КИСЛОРОДНО-

ВОДОРОДНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ

А.В. Кочанов

А.Г. Клименко

klimenkokerc@mail.ru

С.Г. Ребров

rebrov_sergey@mail.ru

Исследовательский центр имени М.В. Келдыша, Москва, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Приведены результаты исследований процессов вос-

пламенения топлива в камере и запуска ракетного

двигателя малой тяги, работающего на газообразных

кислороде и водороде. Рассмотрены электроискровая,

лазерная и калильная системы воспламенения с раз-

мещением воспламенителя в предкамере двигателя.

Испытания проведены при работе двигателя в режи-

мах одиночных включений и импульсных режимах

при начальном вакууме в барокамере. Установлено

влияние остаточного давления в барокамере при ин-

тенсивной импульсной работе двигателя на реализа-

цию воспламенения топлива калильным способом.

Экспериментально показано, что при электроискро-

вом и лазерном методах воспламенение топлива может

происходить как в предкамере при поступлении в нее

обоих компонентов топлива, так и ниже по течению от

зоны подвода энергии за счет движения ионизованно-

го газа в область с благоприятной для воспламенения

концентрацией топливной смеси

Ракетный двигатель малой тяги,

воспламенение, свеча зажигания,

кислород, водород, камера сгорания,

предкамера

Поступила в редакцию 18.12.2015

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

Создаваемые в последнее годы проекты разгонных блоков (РБ) предусматрива-

ют использование в составе двигательных установок (ДУ) ракетных двигателей

малой тяги (РДМТ), работающих на экологически безопасных топливах, как

правило, на топливе маршевой ДУ. Так, современные проекты кислородно-

водородных РБ предопределяют использование в составе уже объединенной ДУ

РДМТ, работающих на кислороде с водородом. Поскольку работа РДМТ осу-

ществляется длительное время и носит циклический многоимпульсный харак-

тер, то для исключения появления двухфазного состояния компонентов топли-

ва на входе в двигатель они должны быть гарантированно газообразными.

Техническая сложность разработки рассматриваемых двигателей связана с

обеспечением многократного принудительного воспламенения топлива в каме-

ре двигателя. Для решения такой задачи, кроме разработки конструкции узла

воспламенения топлива, в котором должен быть организован подвод энергии к

пусковой порции топлива, необходимо выбрать рациональный тип воспламе-

нителя.