Влияние прочностных свойств грунтово-скальной преграды на глубину проникания ударников…
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4
47
0
(
r
t
0) до его включения в момент полного останова ударника в преграде в ре-
зультате торможения (
0
r
t
1).
Как следует из приведенных данных, при различных временах
0
r
t
включения
реактивной тяги существует оптимальное время ее действия
r
, при котором
обеспечивается максимальное увеличение глубины проникания. Отметим, что
изменение времени
r
при фиксированном значении числа Циолковского
Z
(фиксированной массе ракетного топлива
)
r
m
приводит к соответствующему
изменению силы
r
F
реактивной тяги, пропорциональной массовому расходу
:
r r
m
к увеличению при уменьшении
r
и уменьшению в противоположном
случае.
При начальной скорости ударника
0
v
250 м/с (см. рис. 3) максимально до-
стижимое относительное увеличение глубины проникания при изменении
Z
от
0,1 до 0,5 составляет 1,85–4,3 для ГСП1; 2,15–5,25 для ГСП2 и 2,55–7,3 для ГСП3.
При этом практически во всех рассмотренных случаях при
0
v
250 м/с для до-
стижения максимального эффекта необходимо запускать реактивный двигатель
сразу же в момент начала проникания
0
(
r
t
0). Лишь для грунтовой преграды
ГСП1 максимум на кривой изменения
p
h
при
0
r
t
0,25 включения реактивной
тяги на несколько процентов больше, чем при
0
r
t
0. Если говорить об опти-
мальном времени
r
работы реактивного двигателя, обеспечивающем наиболь-
шее увеличение глубины проникания при
0
v
250 м/с (см. рис. 3), то с увеличе-
нием числа Циолковского
Z
от 0,1 до 0,5 оно возрастает примерно от 0,6 до
Рис. 5.
Влияние временных характеристик реактивного импульса на относительную
глубину проникания ударника в грунтово-скальные преграды с различными
прочностными свойствами при начальной скорости 1000 м/с