44
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2016. № 3
моделирование истечения жидкости из форсунки с любой геомет-
рией в газообразную среду. Их решение реализовано в программах
вычислительной гидрогазодинамики.
Модель вторичного распада.
В качестве модели вторичного рас-
пада применялся метод Taylor analogy breakup (TAB). Это классиче-
ский подход для решения таких задач, который применим для большо-
го числа вариантов распыливания топлива. Метод работает следую-
щим образом: как только число Вебера капли достигает критического
значения, она распадается на некоторое число новых капель и далее
ведется моделирование движения только образовавшихся частиц. По-
дробнее об этом методе и его реализации можно узнать в [16].
Моделирование столкновения и слияния капель.
Моделирова-
ние столкновений капель проводится на основе стохастического мето-
да O’Rourke [20]. Если определено, что две капли сталкиваются, то
рассчитывается результат их столкновения. Критические случаи — это
слияние (как правило, если капли сталкиваются фронтально) и отскок
(если капли сталкиваются под углом). В системе, используемой
ANSYS FLUENT [18], вероятность слияния связана со смещением цен-
тра собирающей капли и траекторией меньшей капли. В свою очередь,
смещение является функцией числа Вебера столкновения и относи-
тельных радиусов большей и меньшей капель. Более подробно о мето-
де и его реализации можно узнать в [16].
Моделирование движения жидкой фазы.
Капли керосина (дис-
персная фаза) моделируют с помощью подхода Лагранжа (газ + дискрет-
ные частицы). Модель подразумевает учет двухстороннего взаимодей-
ствия так, что и параметры газовой среды влияют на параметры
частицы, и сама дискретная частица, перемещаясь, оказывает воздействие
на основной поток — происходит перенос импульса (в других случаях —
энергии, массы). Баланс сил выглядит следующим образом [16]:
,
p g
p
d g p
p
g
du
F u u
F
dt
где
2
18 Re
24
D
d
p p
C
F
d
— лобовое сопротивление;
p
— плотность ве-
щества частиц;
p
d
— диаметр частиц;
Re
— число Рейнольдса.
Коэффициент лобового сопротивления может определяться раз-
личными способами — из приближения постоянной сферической фор-
мы капель, несферическим алгебраическим подходом, зависимостью
Стокса — Каннингема, специально разработанным для моделирования
высокоскоростных потоков подходом с учетом течения с высокими
значениями числа Маха, дифференциальной моделью динамического
изменения коэффициента сопротивления и т. п. [16]. В настоящей ра-
боте исследуются метод, основанный на постоянной сферической