(рис. 1,
б
), время работы двигателя
t
р
= 96
с. Параметры в каме-
ре сгорания РДТТ следующие: давление
p
к
= 0
,
8
МПа, темпера-
тура
T
к
= 3360
K, показатель адиабаты
k
= 1
,
163
, массовая до-
ля конденсированной фазы
z
= 0
,
291
, газовая постоянная продук-
тов сгорания
R
= 276
,
8
Дж/(кг
·
K), коэффициент восстановления
r
= 0
,
8096
, скорость звука
a
= 1016
,
67
м/с,
p
H
2
O
= 0
,
20525
МПа,
p
CO
2
= 0
,
02421
МПа.
Расчет толщины ТЗП в камере сгорания двигателя выполнен при
штатной работе. Допустимая температура силовой оболочки корпуса
РДТТ принята равной
T
м
= 500
K.
Тепловые потоки к стенке и температурное состояние силовой обо-
лочки корпуса двигателя при утилизации определялось для нескольких
точек. Расположение выбранных для расчета характерных зон показа-
но на рис. 1.
Результаты расчетов.
Рассмотрим вначале результаты расчета
при истечении продуктов сгорания из соплового блока (рис. 1,
а
). На
рис. 2 показаны зависимости тепловых потоков к элементам конструк-
ции камеры сгорания во время работы двигателя, а также проведен
расчет толщины ТЗП для характерных зон.
Тепловые потоки к стенке камеры сгорания в зонах
3–8
снижаются
в проц ессе выгорания заряда, а в зонах
1
и
2
остаются постоянными.
Также время контакта продуктов сгорания с различными участками
ТЗП заднего днища разное. В зоне
3
это время максимальное, а в
зоне
8
— минимальное. Это объясняет использование ТЗП переменной
толщины на заднем днище.
Перейдем к рассмотрению результатов расчета при моделировании
истечения продуктов сгорания из камеры сгорания без соплового блока
непосредственно в атмосферу (см. рис. 1,
б
). Полученные зависимости
тепловых потоков по времени к элементам конструкции камеры сгора-
ния во время утилизации представлены на рис. 2. Характер изменения
тепловых потоков к элементам конструкции во время работы двига-
теля при утилизации такой же, как и при штатной работе двигателя.
При этом значения тепловых потоков почти на порядок меньше.
При утилизации РДТТ скорость выгорания ТЗП меньше (
U
п
=
= 0
,
055
. . .
0
,
105
мм/с), чем при штатной работе двигателя (
U
п
=
= 0
,
22
. . .
0
,
67
мм/с). При этом уменьшается толщина выгоревше-
го ТЗП и увеличивается слой ТЗП, необходимый для поддержания
температуры силовой оболочки в допустимом диапазоне. Из выше-
сказанного можно принять, что при утилизации РДТТ ТЗП активного
типа начинает работать как ТЗП пассивного типа с близкой к нулевой
скоростью уноса масса.
Результаты расчета температуры силовой оболочки корпуса РДТТ
в конце утилизации для характерных зон
1–8
следующие:
T
м
= 307
,
92 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 3