Таблица 1
Число колес в проточной части ТМН с быстротой действия
S
н
= 0
,
2
м
3
/с
Давление газа, Па Тип колес
Число колес
при использовании
традиционных методов
проектирования
при расчете на основе
методов оптимизации
p
вс
= 2
,
6
∙
10
−
6
Дисковые
42
32
p
ф
= 9
,
3
∙
10
−
1
Лопаточные
45
33
p
вс
= 1
,
33
Дисковые
28
24
p
ф
= 46
Лопаточные
31
26
Рис. 1. Откачные характеристики насо-
са ТМН-20Т:
1
— оптимизированные параметры про-
точной части;
2
— параметры проточной
части, определенные по известным реко-
мендациям
Как показывает сравнение
расчетных данных для выбран-
ных критериях оптимальности
и управляемых параметрах, ис-
пользование методов оптимиза-
ции позволило существенно сни-
зить число колес в проточной ча-
сти насоса при одинаковых пара-
метрах откачки.
Использование данного кри-
терия оптимальности и отмечен-
ных управляемых параметров по-
зволяет не только снизить требу-
емое число колес в пакете ТМН,
но и улучшить откачную характе-
ристику насоса.
Расчетные откачные характе-
ристики разработанного у нас в стране (и не имеющего по настоящее
время аналога в мировой практике) высокопроизводительного насоса
ТМН-20Т приведены на рис. 1. Как следует из сравнения полученных
данных, откачная характеристика насоса, проточная часть которого
рассчитана с использованием разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана
методов оптимизации [5], выгодно отличается от откачной характе-
ристики насоса, проточная часть которого определялась с помощью
традиционных методов расчета, основанных на использовании ряда
ограничительных рекомендаций по выбору основных параметров.
Таким образом, выбор такого критерия оптимальности при проек-
тировании проточной части ТМН может привести к существенному
улучшению откачной характеристики насоса, особенно в области ма-
лых давлений газа на стороне всасывания.
80 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4