— у гол выхода потока из РК, где
b
i
и
b
ij
— коэффициенты полинома,
х
1
— конструктивный угол выхода потока из РК (
β
2к
)
,
х
2
— число Маха
M
w
2
,
х
3
— характеристическое число (отношение окружной скорости
РК к скорости потока
U/C
).
Коэффициенты полиномов определялись на основе эксперимен-
тальных данных по методунаименьших квадратов [7] (приведены в
таблице).
Коэффициенты полиномов
№ коэффициента
ψ
β
2
b
0
0,8079
0,2501
b
1
0,1122
0,0621
b
2
– 0,1920
0,0023
b
3
– 0,0377
0,0030
b
4
– 0,0125
– 0,1148
b
5
0,1093
0,0262
b
6
– 0,0499
– 0,0317
b
7
0,0021
0,0524
b
8
0,0730
0,0181
b
0
– 0,0296
– 0,0421
Проверка моделей, проведенная по критерию Фишера, показала
их адекватность экспериментальным данным: расчетные значения
ψ
и
β
2
составляют 1,206 и 1,218, критические значения — 1,225 и 1,224
соответственно.
На основании регрессионных зависимостей был выполнен числен-
ный эксперимент с применением элементов имитационного модели-
рования. В работе рассмотрено влияние режимных и геометрических
параметров на коэффициент скорости РК и угол выхода потока из РК.
Угол входа потока РТ в РК совместно с
β
к
характеризует угол ата-
ки. В работе установлено существование оптимального
β
1
(рис. 2, 3),
который находится в области малых положительных углов атаки. Это
следствие того, что отрыв потока на входном участке вогнутой по-
верхности вызывает б´oльшие потери, чем отрыв потока на входном
участке выпуклой поверхности лопатки. Полученные результаты хо-
рошо согласуются с литературными данными.
Возрастание коэффициента скорости с увеличением М
w
2
объясня-
ется тем, что профиль канала имел сужающе-расширяющуюся форму.
Конструктивный угол оказывает незначительное влияние на коэф-
фициент скорости РК при малых М
w
2
, но при увеличении М
w
2
влияние
β
к
усиливается (рис. 4).
92 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012. № 1