Рис. 4. Расчетная модель сиденья
Рис. 5. Характеристика материала
*MAT_SPRING_ELASTOPLASTIC
относятся процессы деформации
ЭПЭ. Кроме того, в LS-Dyna в рас-
четных моделях можно использовать
конечно-элементную модель антро-
поморфного манекена Hybrid III [3],
которая позволяет определить пара-
метры силового воздействия на тело
человека со стороны элементов си-
денья и корпуса.
Решение задачи.
Для решения
задачи оптимизации в препроцессоре LS-Prepost программы LS-Dyna
была создана расчетная модель сиденья с обобщенной моделью ЭПЭ
(рис. 4).
Модель включает в себя каркас сиденья, два ЭПЭ и конечно-
элементную модель сидящего манекена (Hybrid III). Энергопоглощаю-
щий элемент моделировался с помощью элемента *ELEMENT_DESC-
RETE и материала *MAT_SPRING_ELASTOPLASTIC [4]. Данный ма-
териал описывается тремя параметрами (рис. 5):
K
— тангенс угла
наклона характеристики в упругой зоне (при оптимизации принят по-
стоянным);
FY
— сила, характеризующая начало пластических дефор-
маций элемента (параметр оптимизации);
KT
— тангенс угла наклона
характеристики в зоне пластичности (при оптимизации принят посто-
янным). Максимальный ход элемента
S
max
= 100
мм.
Резкое возрастание силы при пробое элемента моделировалось за-
данием контакта пластин крепления с помощью контактного алгорит-
ма *AUTOMATIC_SINGLE_SURFACE.
Воздействие прикладывалось к нижней пластине крепления в виде
зависимости ускорения от времени, полученной на местах крепления
сиденья при расчете конечно-элементной модели корпуса БКМ при
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2012. № 4 75