Экспериментальное и математическое моделирование процессов обтекания летательных аппаратов при управлении течением в ближнем следе - page 10

нагреваемого стержня, расположенного перпендикулярно кормовому срезу
(см. рис. 1,
в
). С увеличением подвода теплоты в область ближнего следа зна-
чение
ε
(донное давление) возрастает, при этом зависимость донного давле-
ния от относительного значения
˜
Q
=
Q/Q
0
также близка к линейной (здесь
Q, Q
0
— соответственно теплота, подводимая в область ближнего следа и
теплота, рассчитанная по параметрам невозмущенного течения).
Выводы.
1. Одним из эффективных способов управления структурой те-
чения и аэродинамическими характеристиками тел вращения со стабилизиру-
ющими элементами (диском или юбкой) на дозвуковых скоростях обтекания
является применение перфорации стабилизирующих устройств. При этом в
зависимости от вида перфорируемого элемента возможно как уменьшение
продольной силы (для диска), так и ее увеличение (для юбки).
2. Для степени перфорации
σ >
23
% инжектируемые в донную область
струи вызывают наиболее существенную смену структуры течения, связан-
ную с разрушением зоны отрыва в области ближнего следа.
3. При сверхзвуковых скоростях обтекания ЛА донное сопротивление
определяется внутренней конфигурацией кормовой части (выемки), которая
оказывает влияние на эжекционные эффекты, распределение скорости и да-
вления в зоне отрывного течения. С использованием донной выемки донное
сопротивление уменьшается на 6–8%.
4. Подвод теплоты приводит к уменьшению донного сопротивления.
В рассмотренном диапазоне изменения избыточной температуры (до 2000 K)
уменьшение донного сопротивления является линейной функцией от темпе-
ратуры. Степень повышения донного давления может достигать 15. . . 18%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г о г и ш Л. В., С т е п а н о в Г. Ю. Отрывные и кавитационные течения. –
М.: Наука, 1990. – 384 с.
2. Ш в е ц А. И., Ш в е ц И. Т. Газодинамика ближнего следа. – Киев: Наук. думка,
1976. – 382 с.
3. Е р м о л а е в И. К., З у б к о в А. И., С у х а н о в с к а я Л. Д. Об особен-
ностях теплоподвода в донную область тел вращения // Тез. докл. науч. конф.
Ломоносовские чтения. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. – 173 с.
Статья поступила в редакцию 13.12.2010
Владимир Тимофеевич Калугин родился в 1949 г., окончил
МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1972 г. Д-р техн. наук, профессор ка-
федры “Динамика и управление полетом ракет и космических
аппаратов” МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 250 научных
работ в области аэродинамики струйных и отрывных течений,
проектирования органов управления полетом.
V.T. Kalugin (b. 1949) graduated from the Bauman Moscow Higher
Technical School in 1972. D. Sc. (Eng.), professor of “Dynamics
and Flight Control of Rockets and Spacecrafts” department of the
Bauman Moscow State Technical University. Author of more than
250 publications in the field of aerodynamics of jet streams and
detached flows, design of flight controls.
80 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11
Powered by FlippingBook