Согласно данным по КА “Глонасс-К”, минимально возможное вре-
мя работы двигателей коррекции составляет 0,5 с, что соответствует
импульсу 0,002 м/с. Соответствующая ошибка в периоде 0,06 с приво-
дит за 10 лет к сдвигу на 4. . . 5
◦
по аргументу широты. Если эту ошиб-
ку рассматривать как случайную, то рассогласование межспутниковых
расстояний для НКА одной плоскости может составить 5. . . 7
◦
.
Для компенсации влияния этого важного фактора необходимо про-
ведение коррекций с общими затратами не более 1. . . 2 м/c.
О влиянии гравитационных полей Солнца и Луны на другие пара-
метры ОГ
:
— влияние этих факторов зависит от положения узла орбиты;
— эволюция наклонения орбит относительно мала (в пределах
±
1
,
5
◦
) и практически не влияет на изменение характеристик ради-
онавигационного поля;
— дрейфы вдоль орбиты для каждой плоскости НКА значитель-
ны и могут привести к нарушению фазирования спутников из разных
плоскостей до 10. . . 15
◦
по аргументу широты. При нарушении но-
минальных фазирующих сдвигов НКА по плоскостям ОГ нарушает-
ся условие однотрассовости для всех спутников ОГ. Однако ухудше-
ние характеристик радионавигационного поля при групповых сдвигах
НКА незначительно. Частично эти сдвиги можно уменьшить введени-
ем поправок к периодам обращения спутников, одинаковых для НКА
в одной плоскости и различных для различных плоскостей;
— эволюция взаимного расхождения узлов находится в пределах
±
5
◦
, но она компенсируется путем формирования узла орбиты каждо-
го НКА таким образом, чтобы минимизировать расхождение положе-
ния узлов на всем периоде активного существования системы.
Выводы.
1. Изменение относительного положения отдельных
спутников в одной орбитальной плоскости по аргументу широты ока-
зывает наиболее существенное влияние на ухудшение характеристик
радионавигационного поля. Поэтому целесообразно компенсировать
корректирующими воздействиями только эти уходы.
2. Эволюцию наклонения орбит компенсировать не имеет смысла,
так как она относительно невелика (до 1,5
◦
), имеет колебательный
характер и требует чрезвычайно высоких затрат топлива.
3. Относительные групповые уходы НКА для разных плоскостей
орбит целесообразно компенсировать без использования коррекций
соответствующим выбором параметров орбит при формировании пе-
риода обращения в процессе установки спутника в рабочую точку,
чтобы минимизировать их в среднем.
4. Уходы узлов орбит целесообразно компенсировать соответству-
ющим выбором положения узла при формировании орбиты выведения
и установке каждого НКА в рабочую точку.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 2 67