Оценка устойчивости орбитальной группировки ГЛОНАСС и анализ влияния возмущающих факторов на ее деградацию - page 3

Орбитальная структура ГЛОНАСС построена таким образом, что
в любой точке земного шара и околоземного пространства до высот
порядка 2000 км одновременно гарантируется наблюдение “созвездия”
из четырех НКА и обеспечиваются необходимые условия для реше-
ния потенциальным потребителем навигационной задачи с заданной
точностью [2].
Основу современной ОГ составляют НКА второго поколения
“Глонасс-М” со сроком активного существования 7 лет.
На смену НКА “Глонасс-М” должны прийти аппараты третье-
го поколения “Глонасс-К”, являющиеся навигационными спутниками
принципиально новой конструкции с улучшенными характеристика-
ми. Первый НКА “Глонасс-К” был выведен на орбиту 26.02.2011 г.
Срок активного существования НКА “Глонасс-К” рассчитан на 10 лет.
Причины эволюций и деградации структуры ОГ.
Одним из
основных требований, предъявляемых к любой из вновь создаваемых
или модернизуемых ОГ, является обеспечение устойчивости параме-
тров их орбит, при которой достигается минимизация энергетических
затрат на построение и поддержание заданной структуры системы в
течение всего времени ее активного существования.
Общий запас характеристической скорости НКА “Глонасс-К” со-
ставляет порядка 25 м/с, из которых 15 м/с тратятся на приведение ап-
парата в рабочую точку после выведения его на орбиту, а оставшийся
запас — на компенсацию эволюций штатной структуры ОГ и, воз-
можно, на перевод спутника на орбиту захоронения после окончания
срока его функционирования (вопросы целесообразности и возможно-
сти захоронения выработавших ресурс спутников требуют отдельного
обсуждения и здесь не рассматриваются).
Заметим, что в настоящее время проведение коррекций параме-
тров орбит НСС ГЛОНАСС в целях компенсаций их эволюций, в от-
личие, например, от Global Positioning System (GPS) США, в которой
коррекции предусматриваются как плановые по несколько раз в год
(из-за геосинхронности орбит), проводятся крайне редко. Переводы
спутников на орбиты захоронения не предполагаются ни в одной из
известных систем.
Очевидно, что проблема устойчивости ОГ с начала практической
реализации НСС являлась и до настоящего времени продолжает оста-
ваться весьма актуальной.
Необходимость проведения коррекций, требующих расхода имею-
щегося на борту НКА, весьма ограниченного, как указывалось ранее,
рабочего тела, естественно, является функцией численных значе-
ний эволюционирующих параметров орбитального движения и, как
64 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 2
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook