Рис. 1. Принципиальная схема энергетической установки тепловоза
напряжение, вырабатываемое в обмотке якоря возбудителя (ОЯВ), пре-
образуется в управляемом выпрямителе в постоянное и подается на
обмотку возбуждения тягового синхронного генератора (ОВГ). Пере-
менное напряжение с обмотокякоря тягового генератора (ОЯГ) после
выпрямления на неуправляемой выпрямительной установке подводит-
ся кшести тяговым электродвигателям постоянного тока последова-
тельного возбуждения, валы которых через редукторы связаны с ко-
лесными парами тепловоза.
На рис. 2 приведена функциональная схема энергетической уста-
новки тепловоза в виде совокупности следующих укрупненных со-
ставных частей: дизель и тяговый генератор (Д + Г — механическая
часть); возбудитель, управляемый выпрямитель и обмотка возбужде-
ния тягового генератора (В + ОВГ — электрическая часть); тяговый
генератор, выпрямительная установка и тяговые электродвигатели
(Г + ЭД — электрическая часть); тяговые электродвигатели, колесные
пары тепловоза и поезд (ЭД + П — механическая часть).
Входными воздействиями для энергетической установки тепловоза
являются управляющие воздействия в виде положения рейки топлив-
ных насосов
h
и сигнала управления выпрямителем ОВГ
y
в
и возму-
щающее воздействие — характер дороги (ХД), определяющий момент
сопротивления движению поезда
M
п
. Выходной параметр — угловая
скорость валов тяговых электродвигателей
ω
ЭД
или пересчитанная че-
50 ISSN 0236-3941. ВестникМГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 3