Рис. 5. Рентгенограмма образца ЭК-1
На рис. 5 приведена рентгенограмма образца к-фазы топлива
ЭК-1, на которой хорошо видно много линий альфа-оксида алюминия.
Остальные относятся к фазам состава k*Al
2
O
3
+B
2
O
3
.
Данные, полученные в входе ОСИ, позволяют сделатьвывод о том,
что возможна реализация устойчивого горения ТПТ с добавками нано-
дисперсного порошка диборида алюминия с полнотой сгорания топ-
лива порядка 70. . . 93% в условиях КС ДГ. При этом полнота сгорания
топлива, содержащего нанодисперсный порошок диборида алюминия,
на 5. . . 20% выше, чем для ТПТ на основе порошка со среднемассо-
вым размером частиц порядка 9 мкм.
Работа выполнена при частичной поддержке гранта “Ведущие на-
учные школы России”, проект НШ-3215.2008.8.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. G l o t o v O. G., Z a r k o V. E., B e c k s t e a d M. W. Agglomerate and oxide
particles generated in combustion of Alex containing solid propellants // Energetic
materials. Analysis, diagnostics and testing // 31th International Annual Conference
of ICT, Karlsruhe, Germany, 2000. – Р. 130-1 – 130-14.
2. D o k h a n A., P r i c e E. W., S i g m a n t R. K. and S e i t z m a n J. M. The
Effects of Al Particle Size on the Burning rate and Residual oxide in aluminum
propellant. AIAA, 2001. – 3581 p.
3. Окислители гетерогенных пиротехнических систем / Н.А. Силин, В.А. Ващенко,
Н.И. Зарипов и др. – М.: Машиностроение, 1978.
4. П о х и л П. Ф., Л о г а ч е в В. С., М а л ь ц е в В. М. Горение металлизиро-
ванных конденсированных систем. – М.: ИХФ РАН СССР, 1962.
5. G r e g o r y Y o u n g, K y l e S u l l i v a n, M i c h a e l R. Z a c h a r i a h,
K e n n e t h Yu. Combustion characteristics of boron nanoparticles. Combustion
and flame 156 (2009) – P. 322–333.
6. Применение ультра- и нанодисперсных компонентов в пиротехнических си-
стемах / Н.М. Вареных, В.Н. Емельянов, В.И. Сарабьев и др. // Энергетические
конденсированные системы: Материалы III Всерос. конф. – Черноголовка, 2006.
– С. 25–26.
Статья поступила в редакцию 26.11.2008
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 2 121