Известно, что для летательных аппаратов, траектория движения
которых лежит в пределах земной атмосферы, использование порош-
кообразного бора позволяет существенно повыситьэнергобаллисти-
ческие характеристики топливных композиций. Сдерживающим фак-
тором применения бора является его температура воспламенения (по-
рядка 1900 K [4]). Однако для частиц нанодисперсного (200 нм) по-
рошкообразного бора (НПБ) удалосьреализоватьустойчивое горение
при начальной температуре 1600 K [5].
Использование порошка диборида алюминия в ТПТ позволяет по-
низитьтемпературу воспламенения, а также сохранитьэнергетические
характеристики ТПТ на приемлемом уровне.
Цельнастоящей работы — исследование возможности повышения
полноты сгорания ТПТ благодаря введению в его состав нано- и уль-
традисперсного порошкообразного диборида алюминия (НПДБА).
Объекты исследования — это образцы ТПТ на основе диборида
алюминия с различной дисперсностью. Топливная композиция ЭК-1
изготовлена с использованием порошка диборида алюминия со сред-
немассовым размером частиц
d
43
= 9
мкм, в качестве связующего ис-
пользован политетрафторэтилен (тефлон). В состав топливной компо-
зиции ЭК-2Т введен НПДБА с размером частиц
d
43
= 270
нм, свя-
зующее — полисульфидный каучук. Модельный заряд представляет
собой цилиндр диаметром 20 мм, забронированный по одному торцу
и внешней поверхности [6].
Для проведения экспериментального исследования процессов го-
рения ТПТ доработан экспериментальный стенд и разработана новая
экспериментальная установка, в состав которой входят двухзонный
газогенератор (ДГ) (рис. 1), предназначенный для исследования зако-
номерностей горения ТПТ в условиях, реализуемых в СВРД, и система
измерений.
Первая зона ДГ представляет собой газогенератор (ГГ) с сопло-
вым блоком (промежуточное сопло), в котором находится заряд ТПТ;
вторая зона — камеру сгорания (КС) с основным соплом.
Принимая во внимание габаритные размеры модельных зарядов,
для предотвращения зашлаковки промежуточного сопла было принято
Рис. 1. Схема двухзонного газогенератора
116 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 2