УДК 624.121:624.131
А. П. Г у с а р о в, А. В. Ж а р и к о в,
В. А. М а р к о в, А. Ф. О в ч и н н и к о в,
В. И. П у с е в, В. В. С е л и в а н о в,
А. Н. С о о б щ и к о в
МЕХАНИЧЕСКИЕ И АМОРТИЗИРУЮЩИЕ
СВОЙСТВА ВЫСОКОПОРИСТОГО ЯЧЕИСТОГО
АЛЮМИНИЯ
Рассмотрены механические свойства высокопористого ячеистого
алюминия на основе литейного алюминиевого сплава АК7 с порами
сферической формы. Проведено сравнение свойств ячеистого алю-
миния, пеноалюминия и объемно-перфорированного алюминиевого
сплава на основе Д16Т. Полученные диаграммы уплотнения ячеи-
стого алюминия позволили оценить его амортизирующие свойства.
Пористые металлы применялись в научно-исследовательских це-
лях в 1950-х гг. для изучения свойств металлов при высоких ударно-
волновых давлениях (до 2 ТПа) [1]. На важность этих исследований
впервые обратил внимание академик Я.Б. Зельдович в 1957 г. [1, 2].
Практически в это же время были предприняты попытки производ-
ства и применения пористого алюминия, получаемого на основе вспе-
нивания алюминия и его сплавов (пеноалюминий) в авиаракетной и
космической технике [3, 4]. Однако технологии вспенивания в то вре-
мя не позволяли обеспечить стабильную структуру и, соответственно,
механические свойства пеноалюминия, что привело к широкому при-
менению в авиаракетной и космической технике сотовых конструкций.
Дальнейшие эпизодические исследования пеноалюминия были
связаны с его возможным применением в качестве конструкционного,
звукоизолирующего и амортизирующего материала в строительстве,
на железнодорожном[5, 6] и автомобильномтранспорте [5, 7]. В пос-
ледние годы интерес к пористымметалламсущественно повысил-
ся, о чемможет свидетельствовать проведение со второй половины
1990-х гг. регулярных европейских конференций, а с 1999 г. — регуляр-
ных (каждые 2 года) международных конференций по проблемам про-
изводства, машиностроительнымтехнологиями фундаментальным
соотношениям между структурой и свойствами ячеистых металлов и
пенометаллов [8] (сокращенно MetFoam).
В работе [8] повышенный интерес к пористымметалламобъясня-
ется не только совершенствованиемтехнологий их получения, улуч-
шениемкачества и снижениемстоимости, но и высокими требова-
ниями к современным машинам в различных областях (например, к
автомобилями другимтранспортнымсредствамв связи с возраста-
ниемтребований к безопасности пассажиров и т.д.). Кроме того, в
58 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1