ударных воздействий. Следует отметить широкое применение наря-
ду с термином “амортизирующие свойства” (характеристики) термина
“демпфирующие свойства” (характеристики), например в работах [13–
16], поэтому целесообразно остановиться не только на их смысловом
значении, но и на их физической сущности.
В соответствии с работой [17] демпфер (от немецкого dampfer —
глушитель) — это устройство, служащее для уменьшения (демпфиро-
вания) или предотвращения вредных механических колебаний звеньев
машин и механизмов и поглощающее энергию механических колеба-
ний; а амортизатор (от французского amortir — ослаблять, смягчать) —
устройство для смягчения ударов в конструкциях машин и сооруже-
ний в целях их защиты от сотрясений и больших нагрузок.
Указанные термины имеют не только формально-лингвистические
отличия, но и различную физическую основу. Демпфирующие свой-
ства конструкционных металлов определяются упругими постоянны-
ми и модулем упругости, а проявляются при весьма низких напря-
жениях, которые намного меньше предела текучести металла [18].
В отличие от демпфирующих свойств, амортизирующие свойства по-
ристых металлов проявляются при больших пластических деформа-
циях, возникающих при пластическомуплотнении [5, 7–9]. Поэтому в
настоящей работе применяется термин “амортизирующие свойства”,
а для анализа каждого этапа деформирования высокопористого ячеи-
стого алюминия можно определить амортизатор-аналог.
Очевидно, что упругая стадия деформирования I идеализирован-
ной диаграммы уплотнения ячеистого алюминия (см. рис. 2,
г
) соответ-
ствует амортизатору-аналогу с постоянной жесткостью без начальной
затяжки (рис. 3,
а
), уплотнительно-пластическая стадия II — идеально-
му амортизатору (рис. 3,
б
), а пластическая стадия III — амортизатору-
аналогу с жесткой нелинейной характеристикой (рис. 3,
в
) [19]. Сре-
ди амортизаторов наилучшим считается тот, который способен вос-
принимать возможно б´oльшую энергию удара при минимальном зна-
чении силы. В этомслучае оптимальной характеристикой считает-
ся такая, при которой для любого удара (при различных скоростях
Рис. 3. Типичные силовые характеристики амортизатора удара [19]:
а
— амортизатор с постоянной жесткостью без начальной затяжки;
б
— идеальный
амортизатор;
в
— амортизатор с жесткой нелинейной характеристикой
62 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1