Инновационное раз витие предприятий машиностроения и участие биз неса в подготовке кадров - page 3

9 кафедр вузов, готовящих специалистов в области авиационной
техники (МАИ, МГТУ “Станкин”, МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского, МИСиС, РГУИТП), что позво-
ляет конкретизировать подготовку инженеров с учетом специфики
предприятия.
Сотрудничество МГТУ им. Н.Э. Баумана и ММПП “Салют” в под-
готовке кадров ведется на филиалах кафедры “Газотурбинные и не-
традиционные энергоустановки” и кафедры “САПР”; переподготовка
и повышение квалификации специалистов — на курсах МИПК (около
300 чел. ежегодно); повышение квалификации специалистов предпри-
ятия — на курсах в ИЦПС; совместно с университетом организуется
и проводится практика студентов (около 420 чел. ежегодно); издается
учебная литература; специалисты предприятия принимают участие в
профориентации студентов, в конференции “Шаг в будущее” и ярмар-
ках вакансий; ученые университета участвуют в НИР и ОКР ММПП
“Салют”.
Предприятие выступило с рядом инициатив по решению очень
острой проблемы – недостатка квалифицированной рабочей силы. В
частности, предложено создать при крупных предприятиях центры
по ускоренной подготовке по рабочим профессиям (срок обучения до
присвоения рабочей профессии 3. . . 3,5 месяца). На ММПП “Салют”
создан такой центр, и этот эксперимент поддержан Правительством
Москвы.
Среднее специальное образование потеряло свою нишу в наукоем-
ких предприятиях, где востребованы, прежде всего, высококвалифи-
цированные инженерные кадры и квалифицированные рабочие раз-
личных производств (механообрабатывающего, сборочного, испыта-
тельного, литейного, кузнечно-прессового, термического и др.).
Так, например, в ФГУП “ММПП “Салют” в настоящее время рабо-
тает ИТР — 5 тыс. чел., из них техников — 80 чел. По образовательно-
му уровню на предприятии работают с высшим и среднетехническим
образованием более 54% персонала, из них около 25% работают ра-
бочими.
Специалисты со среднетехническим образованием имеют недоста-
точную подготовку для выполнения инженерных задач в современном
производстве, и в то же время значительно повысились требования к
подготовке рабочих при работе на современном оборудовании. Эту за-
дачу можно решить, вводя непрерывную подготовку рабочих и руково-
дителей среднего звена (мастеров) путем унификации и актуализации
учебных программ.
Новый вид среднего специального образования — двухуровневая
непрерывная подготовка в колледже специалистов среднего звена:
первый уровень — подготовка рабочих по востребованным про-
фессиям не ниже 4-го разряда;
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1 25
1,2 4,5,6,7
Powered by FlippingBook