Система подготовки персонала предприятия включает в себя на-
чальную профессиональную подготовку рабочих, среднее профессио-
нальное образование, высшее образование и подготовку через аспи-
рантуру вузов специалистов высшей квалификации. Подготовка и по-
вышение квалификации персонала базируется на системе непрерыв-
ного профессионального образования: довузовская, вузовская и после-
вузовская подготовка.
Все звенья образовательной системы профессиональной подго-
товки интегрированы в единую образовательную программу “школа–
колледж–вуз–предприятие”. Сложившаяся организация профессио-
нального образования позволяет обеспечить гибкость в удовлетворе-
нии конкретных потребностей предприятия, сохраняя систему непре-
рывной подготовки специалистов, ее основные базовые составляющие
(фундаментализацию, индивидуализацию, интенсификацию, компью-
теризацию) и многоуровневость. В отсутствие распределения выпуск-
ников вузов и колледжей опыт предприятия показал эффективность
контрактно-целевой подготовки специалистов.
Действуя совместно, вуз и завод осуществляют подготовку персо-
нала по заказам предприятия. В рамках системы профессиональной
подготовки вуз оперативно изменяет в определенных пределах учеб-
ные планы и программы, вводя спецдисциплины, сохраняя требования
существующих образовательных стандартов Министерства образова-
ния и науки РФ.
Предприятие заключает со студентом дневного факультета ву-
за договор-контракт по схеме: ММПП “Салют”–институт–студент.
Договор-контракт предусматривает целевую подготовку студента в
вузе (колледже) по специализации подразделения предприятия, в ко-
торое студент должен прийти работать после окончания института.
Студентам дневного отделения, заключившим договор-контракт на
целевую подготовку, начиная с 5-го курса, предприятие выплачивает
стипендию им. А.М. Люльки, размер которой определен Положением
об именных стипендиях, утвержденным генеральным директором.
Кроме того, студенты могут в свободное время работать на рабочих
местах по трудовым соглашениям с оплатой выполненной работы.
На заводе ежегодно проходят практику порядка 1500 студентов кол-
леджей и вузов, а также лицея № 1550, что способствует, в частности,
ускорению адаптации молодых специалистов, приходящих работать
на завод, и профориентации студентов.
Важным повышением уровня подготовки инженерно-технических
работников является освоение студентами одной-двух рабочих про-
фессий в период проведения производственных практик. Эти про-
граммы опробованы на кафедре ТПДЛАМАТИ – РГТУ им. К.Э. Циол-
ковского. Важным шагом является создание при ИЦПС филиалов
24 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 1