Разработка регрессионных моделей температур деталей дизелей ГАЗ-542.10 - page 6

где
f
u
число степеней свободы дисперсии
S
2
u
{
t
}
,
характеризующей
ошибку эксперимента в
u
-
й точке
.
Величина
S
2
u
{
t
}
определялась по формуле
S
2
u
{
t
}
=
M
X
u
=1
r
u
( ¯
t
u
t
r
)
2
.
M
X
u
=1
f
u
;
(
8
)
здесь
t
r
значение температуры в
u
-
й точке при
r
-
м опыте
.
Гипотеза адекватности отвергается
,
если рассчитанное согласно за
-
висимости
(5)
значение
F
модели превосходит табличное значение
F
α
для
5 %-
ного уровня значимости при имеющихся степенях свободы
,
с которыми определены дисперсии адекватности
(
f
=
M
N
)
и вос
-
производимости
(
f
u
)
.
Для разработанных регрессионных моделей тем
-
ператур характерных точек деталей
(
см
.
табл
. 3)
F
α
= 8
,
79
[1].
Рассчи
-
танные значения критериев
F
для моделей приведены в табл
. 4.
Таблица
4
Значения критериев
F
для моделей поршня
дизеля
Модели
Поршень
Цилиндр
(
точки
)
1 2
3 4 5 6
F
5,73 6,74 6,11 5,08 7,17 6,28
Таким образом
,
нет оснований отвергать гипотезу адекватности раз
-
работанных регрессионных моделей
.
Совместно с реализацией плана эксперимента была проведена экс
-
периментальная оценка температур деталей по скоростным и нагру
-
зочным характеристикам
.
Все указанные экспериментальные замеры
температур проводились в один день при идентичных условиях экспе
-
риментов для соответствующих режимов работы дизеля
.
Расхождение
экспериментальных и полученных из регрессионных моделей значе
-
ний температур не превышало при этом
8
С
,
на примере распределе
-
ния температур точек поршня по внешней скоростной характеристике
дизеля
(
рисунок
).
Таким образом
,
при проведении широкомасштабных эксперимен
-
тальных исследований эффективна разработка регрессионных моделей
температур поршней и цилиндров быстроходных ДВС
.
Это уменьшает
практические осложнения в проведении исследований по термометри
-
рованию деталей
,
в особенности поршней
,
для всего спектра режимов
работы данных двигателей
,
так как при высоких значениях частот вра
-
щения коленчатого вала весьма трудно обеспечить необходимую дол
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
3 89
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook