Рис
. 3.
Влияние температуры
T
z
масла на входе в насос на прирост температуры
и кинематических пар
“
поршень
–
цилиндр
” (
а
), “
опора
–
наклонная шайба
” (
б
)
и
“
ротор
–
распределительный диск
” (
в
)
от давления масла
Данные о приросте температуры кинематической пары
“
опора
–
наклонная шайба
”
в зависимости от температуры масла на входе в
насос приведены на рис
. 3,
б
.
Условия работы этой пары отличаются
от условий работы пары
“
поршень
–
цилиндр
”,
поскольку частично по
-
верхность наклонной шайбы контактирует с маслом
,
перемешиваемым
поршнями и ротором
.
При значительной разности температуры извне
и масла на входе в насос теплота от наклонной шайбы интенсивно
отводится через корпус в окружающую среду
.
В данной паре зафиксированы более высокие температуры при дав
-
лениях масла ниже
4
МПа и максимальной угловой скорости
,
чем при
давлении выше
10
МПа
.
Вероятно
,
в случае более низких давлений ма
-
сла повышение температуры исследуемой пары связано с меньшим ги
-
дростатическим подпором опоры и значительной силой инерции
,
что
вызывает перекашивание опоры
.
В результате частично ухудшаются
условия смазывания части торцовой поверхности опоры и увеличива
-
ется сила трения
.
При более высоких давлениях
,
когда сила подпора
настолько значительная
,
что условия смазывания контактирующих по
-
верхностей не нарушаются
,
температура рассматриваемой пары сни
-
жается
.
На рис
. 3,
в
приведена диаграмма прироста температуры пары
“
ро
-
тор
–
распределительный диск
”
в области нижней м
e
ртвой точки в зави
-
симости от давления и температуры масла на входе в насос
.
В данном
случае
,
несмотря на интенсивный отвод теплоты через корпус насоса
при температуре масла на входе
T
z
=
343
,
2
К
,
а также значительной по
-
тери мощности в результате утечек масла через зазоры
,
прирост темпе
-
ратуры более значительный при максимальном давлении
(
p
=
16
МПа
),
82 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
4