Рис
. 2.
Принципиальная схема устройства для измерения температуры ротора
:
1
—
термистор
;
2
—
мультивибратор
;
3
—
электролюминисцентный диод
;
4
—
стаби
-
лизатор напряжения
;
5
—
выпрямитель
;
6, 7
—
вращающаяся и стационарная обмотка
силового трансформатора
;
8
—
источник питания
;
9
—
фототранзистор
;
10
—
моно
-
вибратор
;
11
—
частотомер
;
12
—
источник постоянного тока
образуются в электролюминисцентном диоде
3
в оптические импуль
-
сы
,
которые передаются на фототранзистор
9
,
размещ
e
нный в непо
-
движной части устройства
.
Кроме перечисленных элементов
,
в узле
,
расположенном на валу ротора насоса
,
находятся также стабилизатор
напряжения
4
,
выпрямитель переменного тока
5
и вращающаяся об
-
мотка силового трансформатора
6
(
см
.
рис
. 2).
Оптические сигналы
,
преобразованные в фототранзисторе
9
на электрические сигналы той
же частоты
,
как в мультивибраторе
2
,
через моновибратор
10
переда
-
ются в цифровой частотомер
11
,
показания которого соответствуют
величине температуры
,
измеряемой термистором
1
.
Результаты измерения температуры основных кинематических
пар насоса
.
В качестве примеров можно привести результаты измере
-
ний прироста температуры относительно температуры масла на вхо
-
де насоса для тр
e
х основных кинематических пар насоса
: “
поршень
–
цилиндр
”, “
опора
–
наклонная шайба
”, “
ротор
–
распределительный диск
”.
Опыты выполнены при постоянном угле наклона наклонной шайбы
α
=
16
◦
и угловой скорости
157
рад
/
с
.
На рис
. 3,
а
приведены данные измерений прироста температуры
для пары
“
поршень
–
цилиндр
”
в зависимости от давления масла и его
температуры
(
T
z
)
на входе в насос
.
С повышением давления масла температура исследуемой кинема
-
тической пары увеличивается
,
прич
e
м максимальный е
e
прирост наб
-
людается при температуре на входе в насос
T
z
=
303
,
2
К
,
т
.
е
.
при наи
-
большей вязкости масла
.
Очевидно
,
что это связано с затратой энергии
работы пары при изменении удельного давления
.
Но наименьший при
-
рост температуры наблюдается при
T
z
=
323
,
2
К
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
4 81