Рис
. 1.
Схема экспериментальной установки
:
а
—
вид установки сверху и схема электрической цепи
;
б
—
вид установки с
торца магнита
(
увеличено
) (
ширина рельсов
— 3,6
мм
;
длина пробега проволоки
A . . . F
— 25
мм
;
среднее значение
B
= 0
,
020
Тл
;
проводимость источника тока
:
G
вт
= 1
/R
вн
= 1
/
2
,
22 = 0
,
45
Ом
−
1
)
После замыкания ключа
К
проволочка двигалась под действием си
-
лы Ампера
.
При этом она двигалась не строго параллельно плоскости
рельсов
,
а периодически подпрыгивала над их поверхностью как из
-
за
наклона вектора
В
-
поля к плоскости рельсов
(
см
.
рис
. 1,
б
),
так и вслед
-
ствие неровностей рельсов
.
В местах касания и дальнейшего размыка
-
ния контакта
“
проволочка
–
рельс
” (
точки
А
. . .
Е
),
возникала электри
-
ческая дуга
.
По окончании опыта в месте горения дуги можно было на
-
блюдать невооруженным глазом темные пятна на медном рельсе
-
аноде
.
Рассматривая такое пятно под микроскопом
,
выявили
,
что оно состоит
из нескольких крупных кратеров
—
областей
1
(
один кратер
),
2
(
три
кратера
),
3
(
один кратер
) (
рис
. 2)
и большого числа мелких кратеров
—
области
4
. . .
7
.
Кратером будем называть резко ограниченную лунку
,
возникшую на металле в месте горения дуги
;
пятном
—
совокупность
кратеров
,
хорошо различимую невооруженным глазом
.
После каждого опыта дуга оставляла на аноде в среднем по шесть
-
семь пятен
,
в каждом из которых было по два
–
три больших кратера
.
Схематически положение пятен показано на рис
. 1,
а
точками
А
. . .
Е
,
а
движение катодного конца проволочки
—
на рис
. 1,
б
толстой линией
.
На основании измерения порядка ста кратеров определен средний
размер кратера
R
ср
= 62
,
14
мкм
(
рис
. 3).
Форма границ кратеров либо
близка к окружности
,
либо имеет вид сильно вытянутого эллипса
,
со
-
стоящего из двух
–
трех кратеров
.
Приведем данные измерения кратеров
шести рельсов после проведения по одному опыту с каждым
.
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
3 119