Измерения проводились следующим образом
.
Поворачивая измери
-
тельную трубку
3
(
см
.
рис
. 2)
вокруг ее оси
,
фиксируя винтом
8
поло
-
жение штока
6
,
регистрировали максимальное значение давления в от
-
верстии
11
трубки
3
,
т
.
е
.
давление торможения потока
—
p
0
i
,
а также
величину давления
p
0
2
i
(
см
.
рис
. 3)
при повороте трубки на
180
◦
от по
-
ложения
,
соответствующего значению
p
0
i
.
В результате этих измерений
получена система алгебраических уравнений
:
p
0
i
= (
p
0
i
−
p
i
)
/q
i
= 1;
p
0
2
i
= (
p
0
2
i
−
p
i
)
/q
i
=
−
1
,
15
,
откуда находим соотношения для определения статического давления
и скоростного напора в данной точке потока
:
p
i
= (
p
0
2
i
+ 1
,
15
p
0
i
)
/
2
,
15;
q
i
= (
p
0
i
−
p
0
2
i
)
/
2
,
15
.
Данное устройство позволяет также с высокой точностью опреде
-
лять углы
ϕ
отклонения вектора скорости
V
i
потока в данной его точ
-
ке от продольной оси разгонной трубы
.
Для этого в процессе измере
-
ний фиксируют два угловых положения указателя
7
(
и
,
соответственно
,
дренажного отверстия
11
)
относительно продольной оси трубы
∆
ϕ
1
i
и
∆
ϕ
2
i
(
см
.
рис
. 3),
соответствующие одинаковым измеряемым давлени
-
ям
p
i
,
существенно отличающимся от
p
0
i
(
например
,
p
i
= 0
,
5
p
0
i
),
и по
этим
∆
ϕ
1
и
∆
ϕ
2
определяют значение угла
ϕ
i
:
ϕ
i
= (∆
ϕ
1
i
+ ∆
ϕ
2
i
)
/
2
,
где
∆
ϕ
1
i
и
∆
ϕ
2
i
учитываются с соответствующим знаком по отноше
-
нию к
ϕ
= 0
.
Сопоставляя характеристики потока
,
полученные с помощью дан
-
ного устройства и устройства с насадком Пито
[1],
выявили
,
что эти
устройства дают практически одинаковые результаты для незакручен
-
ных потоков
.
Это обстоятельство позволяет сделать вывод о достаточно
высокой точности данного экспериментального устройства
.
По результатам измерений
p
0
,
T
0
,
p
0
i
,
p
i
рассчитывали плотность
ρ
0
торможения эжектирующего газа в рабочей камере
;
скорость
V
i
потока
в различных его точках
(
по формулам для изэнтропического потока или
по уравнению Рэлея при значении отношения
p
i
/p
0
i
,
меньшем критиче
-
ской величины
0,528 —
для воздуха
),
а также определяли плотность
ρ
i
,
удельный массовый расход
(
ρV
)
i
и удельный импульс
(
ρV
2
)
i
.
Затем чи
-
сленно интегрируя полученные распределения
(
ρV
)
i
,
вычисляли сум
-
марные массовые расходы газа через разгонную трубу и коэффициенты
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. "
Машиностроение
". 2003.
№
3 33