разработкой и производством вооружения и военной техники. Его же
необходимо наделить и всеми полномочиями для эффективного ре-
формирования ОПК, включая все полномочия по управлению госу-
дарственным имуществом ОПК.
Экспертные советы высококвалифицированных специалистов с
включением в них директоров оборонных АО должны стать центра-
ми стратегического планирования и проводниками государственной
оборонно-промышленной политики. Реализацию таких задач можно
возложить только на высокопрофессиональные кадры как высших ор-
ганов управления, так и инженерного состава, получивших подготовку
в системе профессионально-технического образования.
Средний возраст специалистов, работающих в ОПК, приближается
к 50 годам. Кадры высшей квалификации: доктора и кандидаты наук,
инженеры, рабочие высших разрядов — практически все уже пенси-
онеры. Уходит плеяда главных конструкторов, создавшая все то, что
сейчас в войсках, экспортируется, находится в разработке, а за ними
пусто. Пятнадцать лет кризиса не могли не сказаться. Глубоко нарушен
механизм сменяемости поколений.
Необходим комплекс мер по омоложению и закреплению кадров.
До тех пор, пока зарплата в ОПК будет в 3–5 раз ниже, чем в ресурсных
и энергетических компаниях и предпринимательском секторе в целом,
никакой госзаказ на подготовку молодых специалистов не поможет.
Возможно, нужны хотя бы на срок до 10 лет и нерыночные сти-
мулы: отсрочка от призыва в армию, жилищные сертификаты или
ипотечное кредитование, кредиты на получение высшего образова-
ния. Необходима соответствующая статья расходов в себестоимости
— амортизационные отчисления на реновацию кадров.
Оборонный комплекс также не может эффективно развиваться без
высокотехнологичного гражданского окружения.
Поэтому проблема развития ОПК должна решаться в рамках двух
программ: бюджетной ФЦП по формированию и техническому пере-
вооружению оборонно-ориентированного ядра ОПК (250. . . 300 пред-
приятий), жестко увязанной с ГПВ, и программы развития высокотех-
нологичного гражданского производства (500. . . 600 предприятий), ре-
ализуемой на принципах частно-государственного партнерства. Цель
второй программы — создание механизма двухстороннего трансферта
технологий двойного назначения. Уже давно пора переходить от слов
к делу в решении проблемы восстановления инновационного развития
экономики.
Само по себе это развитие не возобновится: во всех странах и во
все времена толчок в инновационном развитии исходил от ОПК, кото-
рый готовил очередное перевооружение армии. Весь мир умел из них
извлекать большую выгоду. Нужно этому учиться и нам. Все эти зада-
чи реализуемы при условии наличия и постоянного пополнения отече-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 109