зы, диверсифицированной не только по гражданской, но и по военной
продукции; 70–80% оборудования устарело физически и морально.
Многие производства чисто технически не могут быть сертифициро-
ваны по стандартам ISO-9000.
В дореформенный период не менее 10% затрат на НИОКР на-
правлялись на финансирование фундаментальных и поисковых иссле-
дований. Для финансирования разработки научных заделов организа-
ции и предприятия имели и собственные источники — фонды научно-
технического развития. Уже более 10 лет нет ни того, ни другого —
нет и новых идей. За последние 10–12 лет в ОПК не реализован ни
один по-настоящему прорывной проект, а лишь доводится то, что было
начато еще в 80-е годы.
Поэтому необходимо создать экономические и правовые условия,
стимулирующие выполнение фундаментальных и поисковых приклад-
ных исследований в области приоритетных направлений развития на-
уки, технологий и техники для ОПК. Формирование организационно-
технологической структуры ОПК, необходимой и достаточной для вы-
полнения государственной программы вооружения, и построение ра-
циональной контрактной системы гособоронзаказа — обязательные, но
недостаточные условия для восстановления развития ОПК.
Необходимо устранение дискриминационных экономических усло-
вий деятельности оборонных предприятий. Сейчас ОПК находится в
тисках госзаказчика, диктующего цены вплоть до структуры затрат и
зарплаты, монополистов-энергетиков, транспортников, связистов, ком-
мунальной сферы, а также фискальной системы.
Для сохранения возможности защиты своей территории и ресурсов
необходима адекватная экономическая и кадровая политика.
Научно обоснованная оборонно-промышленная политика включа-
ет в себя периодически уточняемый научно-технический прогноз, фор-
мируемый на его основе круг четких и конкретных целей, детальную
и конкретную программу мер по их достижению, механизмы ее реа-
лизации в виде последовательно принимаемых комплексных решений
по организации разработки и производства конкретных систем воору-
жения в формате государственной программы вооружения.
Еще одно важное направление оборонно-промышленной полити-
ки — это формирование экономики оборонного производства, которое
имеет целый ряд специфических ограничений, существенно повыша-
ющих издержки предприятий:
— производимая военная продукция либо ограничена в обороте,
либо изъята из оборота;
— обновление номенклатуры военной продукции осуществляется
только исходя из сроков эксплуатации вооружения в войсках, которые
значительно длиннее жизненного цикла большинства видов схожей
гражданской продукции;
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3 107