— ограничения на комплектацию: многие ее виды нельзя приобре-
сти на свободном рынке;
— особые требования к испытаниям военной техники;
— жесткое государственное регулирование экспорта вооружений
и др.
Все эти ограничения имеют вполне реальное денежное выражение,
однако давно не учитываются в ценах на военную продукцию.
Периодически возникает вопрос, необходимо ли в условиях ры-
ночной экономики прямое государственное управление ОПК? В стра-
нах с давно сформировавшейся рыночной экономикой (США, Англия,
Германия и др.), когда государственный оборонный заказ является
эффективным регулятором и обеспечивает исполнителям стабильную
длительную работу, когда ОПК работает в окружении развивающейся
высокотехнологичной гражданской промышленности, когда государ-
ством проводится рациональная промышленная политика и промыш-
ленная деятельность, как минимум, является выгодной в сравнении с
другими секторами экономики, постановка такого вопроса может быть
и правомерна.
Поэтому на период, пока не завершатся рыночные преобразования,
ОПК должен оставаться под государственным управлением, но такое
управление не может осуществлять единственный малочисленный де-
партамент в Минпромэнерго или столь же малочисленный Роспром,
оказавшийся на нижнем уровне иерархии федеральных органов ис-
полнительной власти, лишенный права выхода в Правительство и го-
ризонтального взаимодействия с другими органами исполнительной
власти.
Сейчас часто просто некому готовить и реализовывать комплекс-
ные решения по организации разработки и производства новых систем
вооружения. Для воссоздания вертикали управления ОПК необходи-
мы действенные механизмы руководства вновь образованной Военно-
промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации,
чтобы:
— превратить концептуальные документы в прямые директивы;
— обеспечить Президенту Российской Федерации вневедомствен-
ный информационный поток;
— создать систему стратегического планирования в сфере обороны
и ОПК.
В условиях определенного дефицита средств должны тщательно
отрабатываться механизмы подготовки и принятия решений.
Советский Союз в сфере обороны конкурировал со всем осталь-
ным миром, чем и затормозил свое социально-экономическое разви-
тие. Сейчас необходимо создавать механизмы нахождения оптималь-
ных решений. При этом важно, чтобы этот орган был компетентным,
т.е. был укомплектован специалистами, имеющими опыт руководства
108 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 3