ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 2
13
судостроении, автомобилестроении, легкой промышленности и дру-
гих отраслях.
Наличие инжиниринговой среды в регионах существенно расши-
рит спрос на данные услуги, активизирует технологические запросы
бизнеса.
Успешное решение задачи формирования общероссийской сети
инжиниринговых центров позволит:
• создать широкий спектр предприятий инновационного бизне-
са — бизнес-юнитов;
• добиться роста инновационной активности компаний и привне-
сти новейшие мировые технологии в инжиниринговую сеть страны;
• сформировать научно-образовательные «технохабы» для подго-
товки кадров нового поколения, способных решать проблемы и пер-
спективам XXI в.
Сегодня власть, бизнес, университеты и научные институты
должны объединить усилия по развитию инжиниринга, который
обеспечит рост объемов наукоемкой продукции и высокую локализа-
цию инновационных производств (до 60% добавленной стоимости).
Этого можно достичь через технологическое партнёрство с инвесто-
рами, цель которого — восстановление недостающих звеньев инно-
вационной цепочки. НИИ, вузы, инжиниринговые центры призваны
восполнить важнейшие элементы технологического процесса —
ОКР, прототипирование и мелкосерийное производство востребо-
ванного оборудования.
Необходимо не только обеспечить внутренние потребности в со-
временных средствах производства. Новая инновационная цепочка
позволит противостоять натиску иностранных инжиниринговых ком-
паний и расширить российское присутствие на мировом рынке.
Совершенствование нормативной базы
Развитие многих отраслей промышленности, и инжиниринга в
частности, во многом тормозится проблемами в сфере нормативного
регулирования. Избыточная бюрократизация стала «притчей во язы-
цех», а некорректная система сметных расценок приводит к хаосу
ценообразования в проектировании и, как следствие, коррупции.
Отсутствие термина «инжиниринг» в ОКВЭД затрудняет компа-
ниям бюджетирование инжиниринговых услуг и мониторинг отрасли
со стороны государства. Поэтому главным условием успешного
функционирования инфраструктуры является модернизация норма-
тивной базы и создание комфортной регуляторной среды.
Понятно, почему это направление имеет особое значение.
Успешные действия в рамках ВТО невозможны при отсутствии эф-
фективной системы технического регулирования, стандартизации и