Рис. 2. Экспериментальные и теоретические зависимости изменения коэффи-
циента трения между слоями снежного покрова:
1
— теоретическая зависимость для однородного снежного покрова;
2
— теорети-
ческая зависимость и экспериментальные значения для подстилающего слоя снега,
плотностью 300 кг/м
3
;
3
и
4
— теоретические зависимости и экспериментальные зна-
чения для подстилающего слоя снега, плотностью 500 и 650 кг/м
3
соответственно
Расчeты показывают, что максимальная высота экскавационно разру-
шенного снега, лежащего на асфальте, составит: во дворах (скорость
движения автомобилей 20 км/ч или 5,5 м/с) — 0,15 мм, на узких го-
родских дорогах (скорость движения 40 км/ч или 10,1 м/с) — 0,5 мм,
для магистральных улиц (скорость движения 60 км/ч или 16,7 м/с) —
1,6 мм, для загородных дорог (скорость движения 90 км/ч или 25 м/с)
— 4,7 мм, а для автомагистралей (скорость движения 120 км/ч или
33,3 м/с) — до 10 мм. В случае, если снегопад продолжается, а снег
с дороги не убирается, на дорогах будет образовываться снежный на-
кат. Как видно из полученных выражений, в первую очередь он будет
образовываться в местах локального снижения скорости транспортных
потоков (в местах, где колeса автомобилей двигаются с минимальным
буксованием), таких как перекрeстки, автобусные остановки, дворы
и прилегающие территории. После образования на дороге снежного
наката, автомобили начинают двигаться с большей величиной буксо-
вания, что позволит увеличить толщину экскавационно разрушенного
снега до следующих величин: во дворах и прилегающих территори-
ях до 4 мм, на узких городских дорогах до 5 мм, на магистральных
городских дорогах до 7 мм, а на загородных дорогах до 12 мм. За-
тем наступает процесс шлифования поверхности уплотнeнного снега
76 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 1