в автомобильном двигателестроении. Вместе с тем подобные систе-
мы достаточно перспективны, поскольку они обеспечивают высокую
точность дозировки топлива и хорошую равномерность его распреде-
ления по цилиндрам. Так, состав смеси в разных цилиндрах в случае
применения систем с распределенным впрыскиванием топлива разли-
чается всего на 5. . . 7%, что способствует уменьшению неравномерно-
сти их работы, снижению расхода топлива и концентрации токсичных
веществ в отработавших газах [2].
При организации распределенного впрыскивания топлива возника-
ет необходимость определения оптимального положения форсунки во
впускном трубопроводе. Данная задача может решаться как экспери-
ментальным путем на специальных стендах, так и с использованием
математического моделирования. Следует отметить, что современные
программные комплексы позволяют с достаточной точностью описать
течение многофазных сред в областях со сложной геометрией. А од-
новременный учетподвижных границ в сочетании с возможностью
моделирования тепловыделения в результате химических реакций, ре-
ализованный, например, в 3D-CFD-коде FIRE, даетвозможность опи-
сания рабочих процессов в поршневых двигателях с подачей топлива
во впускную систему [4, 7].
На рис. 1 представлена схема установки форсунки во впускном
коллекторе при модернизации системы подачи топлива четырехтакт-
ного АПД М9ФВ (9 цилиндров, расположенных звездообразно во-
круг оси коленчатого вала, диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня
130 мм, геометрическая степень сжатия 6,5, номинальная мощность
N
e
= 268
кВтпри частоте вращения
n
= 2800
мин
−
1
)
. Форсунка,
Рис. 1. Схема установки форсунки во впускной коллектор АПД М9ФВ (
а
) и
разбиение расчетной области на контрольные объемы (
б
)
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 4 85