Рис. 2. КПД цикла разгон-тормо-
жение:
1
— с рекуперацией энергии
η
с рек
цикл
;
2
—
без рекуперации энергии
η
без рек
цикл
;
3
—
k
рек
ления полезного сопротивления. Цикловой КПД становится макси-
мальным при
k
торм
= 0
:
η
с рекуп
цикл
=
η
без рекуп
цикл
.
2. Без рекуперации энергии КПД цикла становится низким и по-
стоянным при резком торможении (
k
торм
0
,
5
).
3. Путем рекуперации энергии при торможении можно добиться
значительного повышения циклового КПД (кривая
1
расположена вы-
ше, чем кривая
2
, см. рис. 2), причем можно поддерживать высокое
значение КПД в широком диапазоне времени торможения, т.е. вне
зависимости от значения тормозного момента, определяемого при мо-
делировании коэффициентом
k
торм
.
4. Применение рекуперации энергии повышает экономичность ги-
бридной силовой установки с ДВС, не ухудшая ее динамические ка-
чества и не снижая ее производительность.
5. Моделирование выявило возможность снизить на 30% расчет-
ную номинальную мощность ДВС в силу соответствующего увеличе-
ния мощности разгонных ЭДВ и вследствие этого снизить расчетный
удельный расход топлива ДВС на установившемся режиме движения
на 13%.
Статья поступила в редакцию 5.11.2009
Н.Н. Барбашов — аспирант кафедры “Теория машин и механизмов” МГТУ
им. Н.Э. Баумана.
N.N. Barbashov — Post-graduate of “Theory of Machines and Mechanisms” department
of the Bauman Moscow State Technical University.
И.В. Леонов — д-р техн. наук, профессор кафедры “Теория машин и механизмов”
МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 200 научных работ и изобретений, отмеченных
серебряной медалью Европейского салона “Архимед-2004”.
Leonov I.V. — D. Sc. (Eng.), professor, head of “Theory of Machines and Mechanisms”
department of the Bauman Moscow State Technical University. Author of more than
200 publications and inventions marked by the silver medal of the European saloon
“Archimed-2004”.
54 ISSN 0236-3941. ВестникМГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 4