М.А. Котов, Л.Б. Рулева, С.И. Солодовников, С.Т. Суржиков
26
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3
В проводимых расчетах вместо нижнего затупленного полуклина использо-
валась затупленная плита, поскольку в данном исследовании задача моделиро-
вания поля течения под нижней кромкой не ставилась.
Сравнение экспериментальных и расчетных данных в сочетании с шлирен-
фотографией из эксперимента показано на рис. 5.
Рис. 5.
Сравнение расчетных данных с экспериментом:
М = 7;
Т
= 100 K;
L
= 64 мм
Совокупный анализ экспериментальных и расчетных данных позволяет от-
метить ряд существенных особенностей потока:
– области высокого давления над затупленной передней кромкой (блок 1,
см. рис. 3);
– области повышенного давления на нижней поверхности (блок 3, см. рис. 3);
– области повышенного давления на нижней и верхней поверхностях вход-
ного сечения (блок 5, см. рис. 3);
– области торможения газового потока во всех местах вдоль поверхности с
повышенным давлением (блоки 1, 3, 4, 5, см. рис. 4);
— точки взаимодействия ударной волны с пограничным слоем (блок 5,
верхняя поверхность, см. рис. 4);
– области повышенного давления наблюдаются при пересечении ударных
волн с высокоэнтальпийным пограничным слоем (см. рис. 3).
Увеличение давления в точках торможения потока сопровождается ростом
температуры и соответствует течениям внутри воздухозаборника двигателя
ГЛА. Рассчитанные параметры градиента плотности, приведенные на рис. 5 и на
шлирен-фотографии, полученной в ходе эксперимента, хорошо совпадают. Пе-
ресечения фронтов присоединенных ударных волн в расчетной и эксперимен-
тальной частях (см. рис. 5) свидетельствуют о достаточном уровне валидации.
Для точного контроля параметров в опорных точках заданной конфигурации
необходимо иметь экспериментальные данные сенсоров. Для этих целей была
выполнена серия экспериментов 12–16 (см. рис. 1).