А.А. Александров, И.В. Бармин, К.И. Денисова, В.В. Чугунков
10
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3
Анализ результатов расчетов.
На рис. 3 и 4 приведены значения темпера-
туры топлива, полученные с использованием аналитических зависимостей
(применительно к выполнению операции охлаждения углеводородного горюче-
го РГ-1 для последующей заправки в топливный бак третьей ступени РКН «Со-
юз» [7]) и результаты численных расчетов [14], выполненных с учетом темпера-
турных изменений теплофизических характеристик топлива, антифриза и ко-
эффициентов теплопередачи стенок емкости-хранилища и теплообменника,
размещенного в емкости.
Рис. 3.
Изменение температуры горючего РГ-1 (кривые
1
,
2
) в емкости заправочной
системы и антифриза А-65 (кривые
3
,
4
) в теплообменнике при подаче жидкого азота
через барботер в массу антифриза применительно к выполнению операции охлаждения
горючего в системе заправки топливного бака третьей ступени РКН «Союз»:
кривые
1
,
3
— расчет по аналитическим зависимостям;
2
,
4
— численный расчет [14]
Рис. 4.
Результаты расчетов изменения массового расхода (кривая
1
) и массы жидкого
азота (кривые
2
,
3
) в процессе выполнения операции охлаждения горючего РГ-1:
кривые
1
,
2
— расчет по полученным аналитическим зависимостям;
3
— численный расчет [14]
Отличительной особенностью модели охлаждения, используемой при числен-
ном расчете, является синхронное охлаждение антифриза и горючего. В рассматри-
ваемой модели сначала охлаждается антифриз до минимальной температуры с
последующим поддержанием данной температуры при охлаждении топлива.
Несмотря на различие в моделях охлаждения, результаты расчетов изменения тем-
пературы топлива численным методом и с использованием зависимостей (6)–(8)