Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Влияние высокотемпературного азотирования…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 6

39

ждений микротвердость снижается до значений 245 HV, но в целом по сечению

листа практически не изменяется по сравнению с образцом после ХТО, что ука-

зывает на отсутствие существенных изменений в структуре в процессе длитель-

ной выдержки при высоких температурах.

Зона коррозионных повреждений после 100 ч при 1200

о

С составляет

105

мкм. Это близко к результатам, полученным в работе [14] для сплава систе-

мы Ni–Co–Cr–W–Ti — 130 мкм, что указывает на возможность использования

сплава ВЖ171 при температурах до 1200

о

С без защитного покрытия.

Заключение.

Исследовано влияние высокотемпературной ХТО в азоте на

структуру и свойства свариваемых жаропрочных никелевых сплавов с разным

типом легирования: гомогенного (ВЖ98), стареющего (ВЖ159) и разработанно-

го для упрочнения внутренним азотированием (ВЖ171).

Установлено положительное влияние высокотемпературной ХТО на дли-

тельную прочность при 1000 °С сплавов ВЖ171 и ВЖ98, содержащих титан, об-

разующий нитриды компактной формы. Высокотемпературное азотирование

сплава ВЖ159, упрочняемого частицами



-фазы, неприемлемо, так как на осно-

ве ниобия и алюминия формируются нитриды игольчатой формы, которые

охрупчивают материал, снижая кратковременную и длительную прочность.

Специальное соотношение компонентов сплава ВЖ171 позволяет формиро-

вать благоприятную микроструктуру по всей толщине образца.

Образование дисперсных частиц упрочняющей нитридной фазы в сплаве

ВЖ171 способствует увеличению микротвердости (почти в 2 раза). Полученные

данные о глубине коррозионных повреждений говорят о возможности исполь-

зования сплава ВЖ171 для изделий с коротким ресурсом при 1200

о

С без защит-

ного покрытия.

Авторы выражают благодарность д-ру техн. наук, профессору Якушину Борису

Федоровичу за помощь в работе и обсуждение настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Каблов Е.Н.

Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации

«Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на

период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1. С. 3–33.

2.

Каблов Е.Н., Ломберг Б.С., Оспенникова О.Г.

Создание современных жаропрочных

материалов и технологий их производства для авиационного двигателестроения // Кры-

лья Родины. 2012. № 3-4. С. 34–38.

3.

Лахтин Ю.М., Коган Я.Д.

Структура и прочность азотированных сплавов. М.: Метал-

лургия, 1982. 176 с.

4.

Лахтин Ю.М., Коган Я.Д., Шпис Г.-И., Бемер З

. Теория и технология азотирования.

М.: Металлургия, 1991. 320 с.

5.

Петрова Л.Г.

Высокотемпературное азотирование жаропрочных сплавов // МиТОМ.

2004. № 1. С. 18–25.

6.

Fry A.

The theory and practice of nitrogen case-hardening // JISI. 1932. Vol. 125. P. 192–212.