ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2016. № 3
105
2
e
n
длина элементов составляла
e
l
250 мм, а при
e
n
4
e
l
125 мм. Были проведены расчеты при разнесении
,
e
h
равном 100, 200 и
300 мм (в случае
e
n
2) и 50, 100, 150 и 200 мм (в случае
e
n
4).
Рассматривали два значения скорости
0
v
взаимодействия 1400
и 2000 м/с.
На рис. 1 полями плотностей материалов проиллюстрировано про-
никание в стальную преграду сегментированного ударника для варианта
4,
e
n
e
h
50 мм,
0
v
1400 м/с. Видно, что элементы сегментирован-
ного ударника, проникая в преграду при гидродинамическом режиме,
полностью «срабатываются», формируя свой участок каверны. Взаимо-
действия между отдельными элементами при этом не происходит.
На рис. 2 приведены результирующие формы каверн, образован-
ных в стальной преграде при движении элементов сегментированных
ударников с различным разнесением для рассмотренных вариантов чи-
сел сегментов и скорости взаимодействия
0
v
1400 м/с, по сравнению
с каверной, сформированной базовым стержнем–ударником. Пред-
ставленные данные свидетельствуют об увеличении глубины проника-
ния с увеличением разнесения
e
h
элементов. Увеличение разнесения
отражается и на форме образующейся каверны — на ее боковой по-
верхности начинают четко выделяться участки, сформированные от-
дельными элементами, с сужениями в местах их сопряжения (где за-
канчивается проникание одного элемента и начинается проникание
другого, следующего за ним).
Результаты численного моделирования проникания сегментиро-
ванных ударников приведены на рис. 3 в виде зависимостей глубины
проникания от числа элементов
e
n
сегментированного ударника, их
разнесения
e
h
и скорости
0
v
взаимодействия Горизонтальными штри-
ховыми линиями отмечены уровни, соответствующие пробитию ис-
ходного (несегментированного) стержня-ударника из сплава ВНЖ-90
длиной
0
l
500 мм при двух рассматриваемых скоростях взаимодей-
ствия (нижняя прямая соответствует пробитию
L
545 мм при
0
v
= 1400 м/с, а верхняя —
L
670 мм при
0
v
2000 м/с).
Как видно на рис. 3, к возрастанию глубины проникания ведет уве-
личение числа
e
n
элементов, на которое разделялся исходный стержень-
ударник, и расстояния
e
h
между соседними элементами. При
e
n
2 и
максимальном из рассматриваемых разнесении
e
h
300 мм прибавка в
пробитии составила 55 мм (~10 %) в случае
0
v
1400 м/с и 30 мм
(~4,5 %) в случае
0
v
2000 м/с. Заметно более существенный прирост
глубины проникания получается, если исходный стержень-ударник раз-
делить на
e
n
4 элемента. При движении этих элементов с макси-