Previous Page  9 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 12 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2016. № 3

77

Заключение.

Показано влияние

соотношения основных легирую-

щих элементов в сплавах системы Al–Cu–Li–Mg на фазовый состав и

структуру слитков в литом и гомогенизированном состояниях. Мето-

дом ДСК определены температурные интервалы фазовых превращений

и

выбраны температуры гомогенизации. В литом состоянии микро-

структура дендритная, по границам дендритных ячеек наблюдаются

прослойки эвтектических фаз литейного происхождения, которые

практически полностью растворяются при гомогенизации сплавов по

выбранным режимам. В сплаве № 3 с более высоким содержанием ли-

тия и при (Cu + 5/3 % Li) > 5,2 наблюдается больший объем избыточ-

ных фаз как в литом, так и в гомогенизированном состоянии.

Построены политермические и изотермические сечения диаграмм

состояния исследованных сплавов с использованием программы Thermo-

Calc. Исследованные сплавы находятся в фазовой области

+

+

+ (AlLi) + T

1

(Al

2

CuLi) + S (Al

2

CuMg). Однако с учетом неравновесного

состояния и разных объемных долей указанных фаз можно ожидать, что

в температурном интервале старения сплав № 1 сместится в фазовую об-

ласть

+

+ S, а сплавы № 2 и 3 — в область

+

+ T

1

.

Авторы выражают благодарность Ю.В. Лощинину, И.А. Майоровой.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Антипов В.В., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б.

Развитие алюминий-литиевых

сплавов и многоступенчатых режимов термической обработки // Авиацион-

ные материалы и технологии. 2012. № S. С. 183–195.

2.

Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Антипов В.В.

Перспективные алюминий-

литиевые сплавы для самолетных конструкций // Технология легких сплавов.

2007. № 2. С. 35–38.

3.

Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Михайлов Е.Д.

Алюминий-

литиевые сплавы для самолетостроения // Металлург. 2012. № 5. С. 31–35.

4.

Каблов Е.Н.

Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реали-

зации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их

переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и техноло-

гии. 2015. № 1 (34). С. 3–33.

5.

Magnusen P.E., Mooy D.C., Yocum L.A., Rioja R.J.

Development of high toughness

sheet and extruded products for airplane fuselage structures // The Minerals, Metals

and Materials Society. 2012. С. 535–540.

6.

Karabin L.M., Bray G.H., Rioja R.L., Venema G.

Al–Li–Cu–Mg–(Ag) products for

lower wing skin applications // The Minerals, Metals and Materials Society. 2012.

P. 529–534.

7.

Dorin T., Dtschamps A., Gtuser F.D., Weyland M.

Quantitative description of the

T

1

morphology and strengthening mechanisms in an age-hardenable Al–Li–Cu

alloy // The Minerals, Metals and Materials Society. 2012. P. 1155–1160.

8.

Пат. US 5198045 США.

Высокопрочный Al–Li сплав с пониженной плотно-

стью, повышенной вязкостью для использования в изделиях авиакосмиче-

ской техники и способ его изготовления. Опубл. 30.03.1993.

9.

Фридляндер И.Н., Чуистов К.В., Березина А.Л., Колобнев Н.И.

Алюминий-

литиевые сплавы. Структура и свойства. Киев: Наук. думка. 1992. 192 с.

10.

Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф.

Новый класс слои-

стых алюмостеклопластиков на основе алюминий-литиевого сплава 1441 с