ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2016. № 3
77
Заключение.
Показано влияние
соотношения основных легирую-
щих элементов в сплавах системы Al–Cu–Li–Mg на фазовый состав и
структуру слитков в литом и гомогенизированном состояниях. Мето-
дом ДСК определены температурные интервалы фазовых превращений
и
выбраны температуры гомогенизации. В литом состоянии микро-
структура дендритная, по границам дендритных ячеек наблюдаются
прослойки эвтектических фаз литейного происхождения, которые
практически полностью растворяются при гомогенизации сплавов по
выбранным режимам. В сплаве № 3 с более высоким содержанием ли-
тия и при (Cu + 5/3 % Li) > 5,2 наблюдается больший объем избыточ-
ных фаз как в литом, так и в гомогенизированном состоянии.
Построены политермические и изотермические сечения диаграмм
состояния исследованных сплавов с использованием программы Thermo-
Calc. Исследованные сплавы находятся в фазовой области
+
+
+ (AlLi) + T
1
(Al
2
CuLi) + S (Al
2
CuMg). Однако с учетом неравновесного
состояния и разных объемных долей указанных фаз можно ожидать, что
в температурном интервале старения сплав № 1 сместится в фазовую об-
ласть
+
+ S, а сплавы № 2 и 3 — в область
+
+ T
1
.
Авторы выражают благодарность Ю.В. Лощинину, И.А. Майоровой.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Антипов В.В., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б.
Развитие алюминий-литиевых
сплавов и многоступенчатых режимов термической обработки // Авиацион-
ные материалы и технологии. 2012. № S. С. 183–195.
2.
Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Антипов В.В.
Перспективные алюминий-
литиевые сплавы для самолетных конструкций // Технология легких сплавов.
2007. № 2. С. 35–38.
3.
Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Михайлов Е.Д.
Алюминий-
литиевые сплавы для самолетостроения // Металлург. 2012. № 5. С. 31–35.
4.
Каблов Е.Н.
Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реали-
зации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их
переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и техноло-
гии. 2015. № 1 (34). С. 3–33.
5.
Magnusen P.E., Mooy D.C., Yocum L.A., Rioja R.J.
Development of high toughness
sheet and extruded products for airplane fuselage structures // The Minerals, Metals
and Materials Society. 2012. С. 535–540.
6.
Karabin L.M., Bray G.H., Rioja R.L., Venema G.
Al–Li–Cu–Mg–(Ag) products for
lower wing skin applications // The Minerals, Metals and Materials Society. 2012.
P. 529–534.
7.
Dorin T., Dtschamps A., Gtuser F.D., Weyland M.
Quantitative description of the
T
1
morphology and strengthening mechanisms in an age-hardenable Al–Li–Cu
alloy // The Minerals, Metals and Materials Society. 2012. P. 1155–1160.
8.
Пат. US 5198045 США.
Высокопрочный Al–Li сплав с пониженной плотно-
стью, повышенной вязкостью для использования в изделиях авиакосмиче-
ской техники и способ его изготовления. Опубл. 30.03.1993.
9.
Фридляндер И.Н., Чуистов К.В., Березина А.Л., Колобнев Н.И.
Алюминий-
литиевые сплавы. Структура и свойства. Киев: Наук. думка. 1992. 192 с.
10.
Каблов Е.Н., Антипов В.В., Сенаторова О.Г., Лукина Н.Ф.
Новый класс слои-
стых алюмостеклопластиков на основе алюминий-литиевого сплава 1441 с