1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

DOI: 10.18698/0236-3941-2016-1-29-43

УДК 629.78

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕСТО МОДЕЛЬНОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

А.А. Матушкин

,

В.В. Терентьев

,

C.О. Фирсюк

Московский авиационный институт (национальный исследовательский

университет), Москва, Российская Федерация

e-mail:

radon@inbox.ru; terentyev@mail.ru

;

iskramai@gmail.com

Разработка летательных аппаратов предполагает проведение ряда численных

и стендовых экспериментов, в том числе для моделей и макетов. Раскрыто по-

нятие модельного эксперимента и предложена (формализована) методика его

проведения. Приведен пример проектирования малогабаритного космического

спускаемого с орбиты Земли аппарата с надувными аэроупругими тормозны-

ми устройствами. Рассмотрены тормозные модули, действующие последова-

тельно на участках входа в атмосферу (сверхзвуковой полет) и окончательного

торможения в атмосфере. Особенности модельного эксперимента включают

в себя использование CAD/CAE/CAM-технологий и технологий быстрого про-

тотипирования при верификации численного расчета по экспериментальным

данным для мелкомасштабных моделей спускаемых в атмосфере аппаратов.

Предлагаемая методика позволяет выделять информационные объекты для

единого информационного пространства взаимодействия специалистов — кон-

структоров, расчетчиков, технологов, испытателей и улучшать повторяе-

мость и планирование эксперимента при разработке элементов конструкций

летательных аппаратов.

Ключевые слова

:

спускаемый аппарат, модельный эксперимент, численный экс-

перимент, быстрое прототипирование, стендовые испытания, визуализация.

MODERN FEATURES OF MODEL EXPERIMENT

AND ITS ROLE IN AIRCRAFT ELEMENTS DESIGN

A.A. Matushkin

,

V.V. Terentyev

,

S.O. Firsyuk

Moscow Aviation Institute (National Research University),

Moscow, Russian Federation

e-mail:

radon@inbox.ru; terentyev@mail.ru

;

iskramai@gmail.com

The aircraft development embraces the series of numerical experiments and bench

tests for models and prototypes. The article deals with the concept of a model

experiment and its methodology. We consider an example of design of a compact

descent vehicle with inflatable aeroelastic brakes. We describe the brake modules

working sequentially in atmospheric entry (supersonic flight) and final breaking in

the atmosphere. The model experiment features include the use of CAD/CAE/CAM

technology and rapid prototyping technologies for numerical calculation verification

according to experimental data for compact models of descent aircrafts. The proposed

methodology makes it possible to identify information objects of common information

space for cooperation of different specialists such as designers, calculators,

technologists and testers. That improves experiment repetition and planning when

designing the aircrafts elements.

Keywords

:

descent aircraft, model experiment, numerical experiment, rapid

prototyping, bench tests, visualization.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 29