где
X
i
ср
— среднее значение
n
элементов до текущей точки;
X
(
i
+1)
ср
—
среднее значение
n
элементов до следующей после текущей точки.
Число точек усреднения
n
и коэффициент
k
программа перебирает
до нахождения оптимальных значений. Использование такого метода
для статистической обработки позволило снизить на 40% относитель-
ную погрешность измерений от исходной.
На рис. 2 приведена зависимость изменения отраженного сигнала
от снижения температуры для летнего дизельного топлива, полученная
по разработанному методу.
Анализ результатов исследований, представленных на рис. 2, по-
зволил описать механизм застывания жидких нефтесодержащих тех-
нологических сред. На начальном этапе при температурах до – 6,7
◦
С
заметной потери текучести не наблюдается, т.е. процесс кристалли-
зации еще не начался. Далее, при температуре – 12,3
◦
С происходит
активный рост кристаллов парафинов, помутнение материала, снижа-
ется подвижность материала, увеличивается вязкость. Данный этап
можно охарактеризовать как смешанный — кристаллизации и стекло-
вания. Начиная от температуры – 12,3
◦
С доминирующую роль в про-
цессе застывания топлива уже играют кристаллы парафинов. Пара-
фины кристаллизуются в широком диапазоне температур и этот про-
цесс преимущественно линейный. В течение времени снижения тем-
пературы до – 16
◦
С кристаллы парафинов полностью кристаллизуют-
ся, оптическая плотность падает, образец светлеет для используемого
оптического излучения. В этот момент можно говорить о полном за-
стывании образца.
Были проведены исследования влияния скорости замерзания на эф-
фективность процесса контроля параметров нефтепродуктов. От ско-
рости замерзания в значительной степени зависит получаемая струк-
тура охлажденного материала. При высоких скоростях охлаждения на-
блюдается значительно более мелкодисперсная структура (и это харак-
терно для большинства материалов от металлов до жидких углеводо-
родных продуктов), чем при низких скоростях. Следовательно, размер
Рис. 2. Зависимость изменения отраженного сигнала от снижения температуры
для летнего дизельного топлива
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 4 103