Анализ технических возможностей создания высокоэффективных установок радиационного нагрева для тепловых испытаний объектов аэрокосмической техники - page 1

УДК 536.3.35:620.181.4
Е л и с е е в В. Н., Т о в с т о н о г В. А.
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
СОЗДАНИЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ
УСТАНОВОК РАДИАЦИОННОГО НАГРЕВА
ДЛЯ ТЕПЛОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ОБЪЕКТОВ
АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Рассмотрены основные принципы и проанализированы техниче-
ские возможности создания установок радиационного нагрева
для тепловых испытаний конструкций гиперзвуковых летатель-
ных аппаратов, основанные на разработках, выполненных в МГТУ
им. Н.Э. Баумана.
E-mail:
Ключевые слова
:
воздушно-космические системы, аэродинамический
нагрев, высокие температуры, тепловые испытания, источники излу-
чения.
Проблема создания технических средств полета с гиперзвуковыми скоро-
стями в стратосфере имеет исключительно важное значение и на протяжении
последних десятилетий была предметом ряда научно-технических программ
стран с развитой аэрокосмической промышленностью. Если полеты в тропо-
сфере и околоземном космическом пространстве стали обыденным явлением,
то создания летательных аппаратов (ЛА) для режимов гиперзвукового крей-
серского полета в области высот 20. . . 80 км, по оценкам экспертов, следует
ожидать лишь в ближайшие десятилетия. Решение этой проблемы особенно
актуально в плане создания полностью многоразовых воздушно-космических
систем (ВКС) выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту, обеспе-
чивающих принципиально новые свойства средств выведения [1]:
— вывод на орбиту полезного груза, составляющего более 9% стартовой
массы;
— уменьшение в 3–3,5 раза стоимости вывода на орбиту полезного груза
по сравнению с ракетными комплексами;
— вывод космических аппаратов в широком диапазоне направлений за-
пуска и возможность быстрого перенацеливания;
— оперативность предстартовой подготовки;
— возможность реализовывать самые разные орбиты, наиболее выгодные
для решения поставленных задач;
— значительные маневренные возможности на этапе возвращения, позво-
ляющие иметь при разнообразных орбитах ограниченное число мест посадки
в заранее выбранных районах;
— оперативность межполетного наземного обслуживания с трудоемко-
стью, характерной для обслуживания самолетов тяжелой транспортной авиа-
ции, обеспечивающая большую частоту полетов.
Убежденность в том, что будущее авиации и космонавтики определя-
ют воздушно-космические транспортные системы многоразового использо-
вания, все более овладевает большинством специалистов, занимающихся
проблемами освоения космического пространства [2].
Разработка гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА) для полетов в
стратосфере со скоростями 10. . . 20M ставит большое число технических
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1 57
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...14
Powered by FlippingBook