Рис. 2. Функциональная схема автоколебательной системы
Рис. 3. АЧХ, полученная на основе
данных моделирования
Диссипация на конструктивные
элементы РДТТ может изменять свое
значение, следовательно, это может
привести к нарушению равновесия —
превышению энергии в камере сго-
рания РДТТ, что, в свою очередь,
приводит к увеличению амплитуды
газа и диссипации конструктивных
элементов РДТТ. В то же время за
счет рассеяния энергии на конструк-
тивных элементах РДТТ происходит
уменьшение энергии в камере сго-
рания РДТТ. Данный процесс способствует появлению негативной
обратной связи внутри колебательной системы РДТТ. На рис. 2 пред-
ставлена схема взаимодействия различных элементов автоколебатель-
ной системы.
Анализ роли стоков энергии показывает, что наибольший уровень
стоков наблюдается у сечения сопла, тем не менее, уровень поглоще-
ния энергии конструктивными элементами может доходить до 40%.
Отсюда следует, что баланс изменений в стоках может приводить к
изменению амплитуды колебания давления в камере сгорания РДТТ.
На рис. 3 приведены изменения частоты и амплитуды колебаний кон-
структивных элементов РДТТ от давления, из которого следует, что
графики изменения амплитуд, полученных в результате моделирова-
ния и эксперимента, достаточно хорошо совпадают. Так, с увеличени-
ем статического давления амплитуда резонансных колебаний несколь-
ко падает, частота выходит на определенный уровень, который соот-
ветствует несущей частоте корпуса, следовательно, по частоте можно
определить запас прочности конструкции РДТТ.
В то же время собственная частота колебаний газа остается по-
стоянной, следовательно, по амплитудно-частотной характеристи-
ке (АЧХ) РДТТ можно определить зоны, где возникает диссипация
энергии.
С точки зрения инженерной оценки необходимо провести анализ
АЧХ конструктивных элементов РДТТ и демпфирования этими кон-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 2 97