Рис
. 1.
Принципиальная схема двигателя с замкнутым контуром привода ТНА
ный насос и вновь тракт охлаждения камеры
.
Таким образом
,
реали
-
зуется так называемый
“
безгазогенераторный
”
вариант схемы
(
напри
-
мер
,
американский двигатель
RL-10),
но с выхлопом отработанного
турбогаза в теплообменник
-
конденсатор замкнутого контура
,
устана
-
вливаемый на линии
“
холодного
”
компонента в магистрали жидкого
кислорода
.
Другими словами
,
здесь реализуется классический вариант
паро
-
жидкостного цикла Ренкина
,
нашедший широкое практическое
применение в паросиловых энергетических установках различного на
-
земного назначения
(
рис
. 2).
Рис
. 2.
Структура парожидкостного
цикла работы замкнутого контура
ЖРД в координатах давление
–
энтальпия
:
O–I —
линия кипения
; O–II —
линия
конденсации
;
О
—
критическая точка
;
ABCD —
цикл с нагревом за счет
теплосъема с камеры
; ABC
0
D
0
—
цикл с
дополнительным нагревателем
Необходимо подчеркнуть
,
что
прообраз подобной схемы в каче
-
стве возможного перспективного
направления разрабатывался не
-
мецким ученым Э
.
Зенгером и крат
-
ко анализировался В
.
П
.
Глушко
еще в
1947
г
.
в лекциях на Высших
Инженерных Курсах при МВТУ
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
В рамках имен
-
но этой схемы по окончании Кур
-
сов в ОКБ
-456
в начале
50-
х го
-
дов был выполнен ряд диплом
-
ных проектов
.
Далее аналогич
-
ные проработки выполнялись и в
НИИ тепловых процессов
(
ныне
ИЦ им
.
М
.
В
.
Келдыша
).
Относительная простота
,
высо
-
кая надежность и эффективность
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2005.
№
2 59