вносят низкочастотные составляющие, а в облас ти ус тановившегос
течения на пучок твэлов действуют в основном высокочастотные со-
ставляющие. В условиях невозмущенного турбулентного течения ги-
дродинамические нагрузки в частотном диапазоне до 10 Гц составляют
около 11% вблизи нижней опорной решетки, а в области установив-
шегося течения — примерно 3%. Для дроссельной шайбы 45 мм эти
значения составляют соответственно 36 и 2%.
Наряду суровнями пульсаций давления гидродинамические на-
грузки определяются и фазовыми сдвигами между пульсациями да-
вления на противоположных гранях пучка. Очевидно, наибольшие на-
грузки будут формироваться при фазовом сдвиге
Δ
ϕ
= 180
◦
. При
нулевом фазовом сдвиге и одинаковых мгновенных значениях пульса-
ций давления нагрузка на пучок в данном направлении не возникает.
Результаты проведенных исследований показывают, что наибольшие
фазовые сдвиги между пульсациями давления на противоположных
гранях пучка в сечениях на начальном гидродинамическом участке
возникают в условиях формирования потока на входе в ТВС дроссель-
ными шайбами (рис. 7). Это также является одной из причин возник-
новения значительных гидродинамических нагрузок в этих условиях,
что связано, по-видимому, с ролью формируемых за дроссельными
шайбами крупных вихрей. Вдали от нижней опорной решетки, где
структура потока определяется в основном гидродинамикой течения в
пучке твэлов, а влияние входных условий становится незначительным,
Рис. 7. Фазовые сдвиги пульсаций давления на противоположных гранях
пучка твэлов в сечении
z
1
= 72
мм при скорости течения воды
v
= 3
,
14
м/с и
разных гидродинамических условиях на входе в пучок (
а. . . г
— см. рис. 6)
86 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 4