Рис. 2. Сопловой блок с плоским насадком
слоях атмосферы) скачки уплотнения выходят на срез насадка сопло-
вого блока и он полностью запускается. Таким образом, в плотных
слоях атмосферы щелевое сопло обеспечивает значительный прирост
тяги по сравнению с осесимметричным высотным соплом. Такой спо-
соб и есть газодинамическое авторегулирование высотности соплового
блока.
В сопловом блоке использованы круглые конические сопла, а тя-
говые стенки высотного насадка — плоские.
При этом предполагалось, что основные результаты, полученные
на конических соплах, будут справедливыми и для профилированных
сопел. Эксперименты проводили на холодном воздухе, поэтому мог-
ла произойти конденсация воздуха при его перерасширении в сопле.
Чтобы исключить влияние конденсации воздуха на тяговые характе-
ристики двигателя, сопла и насадок были рассчитаны на сравнительно
умеренное число Маха M
а
= 3
,
75
.
Каждое круглое сопло — это сопло двигателя первой ступени с
расчетным давлением на срезе
р
а
= (0
,
6
. . .
0
,
7)
∙
10
5
МПа. и числом
M
а
= 2
,
6
. Сопловой блок в целом является высотным с расчетным
значением давления на срезе
р
а
= (0
,
1
. . .
0
,
2)
∙
10
5
МПа. В качестве эта-
лонного сопла при сравнительных испытаниях использовано круглое
коническое сопло с одинаковой (с сопловым блоком) геометрической
степенью расширения, одинаковыми углами входного и выходного се-
чений (
2
β
а
= 24
◦
,
2
β
m
= 60
◦
).
На рис. 3 приведен общий вид серии моделей сопловых блоков с
плоским насадком.
Условия проведения экспериментов.
Сравнительные испытания
сопловых блоков с осесимметричным соплом проводились на газо-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 57