Экспериментальное исследование плоского соплового блока реактивного двигателя с авторегулированием высотности - page 2

Рис. 1. Варианты компоновки двигательной установки
надежность двигательной установки в целом. Помимо этого, отдель-
ные модули двигательной установки могут содержать как камеры сго-
рания различного назначения (ЖРД, РДТТ), работающие на различных
компонентах топлива, так и реактивные сопла различного назначения
(земные и высотные) разных пространственных конфигураций (в том
числе и некруглых форм).
По мере развития и совершенствования ракетно-космической тех-
ники растут требования, предъявляемые к эффективности двигатель-
ной установки. Эффективная двигательная установка отвечает многим
требованиям, среди которых, прежде всего, наличие максимального
удельного импульса при минимальных массе и габаритных размерах.
Из большого числа факторов, от которых зависят удельный импульс,
габаритные размеры и масса двигателя, основным является правильно
подобранный сопловой блок, состоящий из ряда круглых сопел.
Как известно, при жестком нерегулируемом сопле с оптимальной
высотой максимальный удельный импульс будет достигнут тогда, ког-
да давление на срезе будет выбрано равным некоторому среднему по
траектории атмосферному давлению.
Наибольший или предельный средний по траектории удельный
импульс будет иметь двигатель, снабженный соплом с идеально ре-
гулируемой высотностью. Однако создание такого сопла сопряжено с
большими конструктивными трудностями и пока не реализовано на
практике.
Большие потери тяги в соплах интенсифицируют работы по модер-
низации существующих реактивных сопел с фиксированной степенью
расширения.
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2006. № 2 55
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook