Особенности обтекания летательных аппаратов при струйном управлении в условиях движения с малыми сверхзвуковыми скоростями - page 3

Таблица
Основные параметры сопел инжекции
Варианты расположения сопел
Модель
а
б
в
г
N
j
1
2
2
2
d
j
0,0517
0,0345
0,0345
0,0345
ε
0
60
180
соответствовало
l
c
=
l
c
/L
k
= 0
,
073
. Диаметр двух отверстий инжек-
ции выбирался таким, чтобы и их суммарная площадь была близка к
площади одиночного сопла.
Комплексные исследования по визуализации структур течения,
весовые и дренажные эксперименты проводились на трансзвуковой
аэродинамической установке НИИ “Геодезия”, которая имела закры-
тую рабочую часть c размерами 0,6
×
0,6
×
0,9 м
3
и возможный диапа-
зон изменения чисел M
= 0
,
7
. . .
1
,
7
. В экспериментах число Маха
невозмущенного потока соответствовало M
= 1
,
2
, относительная ин-
тенсивность выдува струй принята в виде
J
p
0
=
p
0
j
/p
= 0
. . .
140
,
где
p
0
j
— полное давление в форкамере сопел выдува,
p
— статическое
давление в невозмущенном потоке, и углы атаки
α
=
5
. . .
11
.
Полученные теневые фотографии позволили выявить структуру
обтекания струй. Установлено, что в диапазоне сверхзвуковых скоро-
стей, незначительно превышающих скорость звука, формирующийся
перед струями скачок уплотнения не имеет достаточной интенсивно-
сти, чтобы вызвать отрыв потока, и структура остается безотрывной,
что подтверждается данными из работы [4]. За отверстиями инжекции
образуется область пониженного давления, вызванная расширением
инжектируемых потоков.
По результатам весовых испытаний были получены зависимо-
сти суммарных аэродинамических коэффициентов осевой
C
x
Σ
=
=
X
Σ
/
(
q
S
m
)
и нормальной
C
y
Σ
=
Y
Σ
/
(
q
S
m
)
сил, а также момента
тангажа
m
z
Σ
=
M
z
Σ
/
(
q
S
m
L
k
)
конического тела при функциони-
ровании струйного органа управления для различных углов атаки
α
и относительных интенсивностей
J
p
0
. Здесь
X
Σ
и
Y
Σ
— продольная
и нормальная силы;
M
z
Σ
— момент тангажа;
q
— скоростной на-
пор;
S
m
=
πd
2
m
/
4
— характерная площадь. На основе суммарных
значений управляющих сил и момента были вычислены прираще-
ния аэродинамических коэффициентов
Δ
С
y
=
C
y
Σ
C
yk
C
Py
,
Δ
С
0
x
=
C
x
Σ
C
xk
C
Px
,
Δ
m
z
=
m
z
Σ
m
zk
m
zP
от перераспре-
деления давления по боковой поверхности конического тела, где
C
xk
,
C
yk
— значения аэродинамических коэффициентов конуса при отсут-
ствии выдува;
C
Py
,
C
Px
— коэффициенты составляющих тяги струй
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2007. № 4 5
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook