Рис. 1. Диаграмма ДТП для легковых автомобилей
возникает необходимость в теоретической оценке пассивной безопас-
ности кузовов на стадии проектирования, позволяющей снизить время
и стоимость разработки, сократить до минимума число испытательных
образцов.
На рис. 1 приведена классификация ДТП по данным зарубежных
источников [1] для легковых автомобилей. Видно, что преобладающим
видом ДТП является фронтальное столкновение.
Кроме того, согласно тем же источникам, данный вид столкновения
по статистике является также наиболее травмоопасным для водителя
и пассажиров.
На основе подобных статистических данных в РФ и за рубежом
были разработаны требования, регламентирующие пассивную безо-
пасность транспортных средств. В настоящее время каждый вновь
разрабатываемый автомобиль должен соответствовать целому ряду
стандартов пассивной безопасности, основными из которых являются
правила единой экономической комиссии (ЕЭК) при ООН. На основе
этих документов также разработаны отечественные стандарты, дей-
ствующие на территории РФ.
На пассивную безопасность автомобиля влияет множество кон-
структивных и технологических факторов, на базе которых можно
сформировать систему обеспечения пассивной безопасности. При на-
личии достоверной статистической информации о пассивной безопас-
ности автомобиля на стадии эксплуатации возможности управления
системой обеспечения пассивной безопасности на этом этапе огра-
ничены и связаны в основном с регламентацией скорости движения.
Гораздо более широкие возможности имеются на стадии проектиро-
вания отдельных элементов этой системы, когда возможна доводка и
оптимизация ее конструктивных параметров.
По данной теме опубликовано большое число работ, но они не
содержат в себе общих методов построения имитационных моделей
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 1 61