методов диагностики усталостного разрушения и неразрушающего
контроля; 8) создание методов прогнозирования долговечности. На-
стоящая работа в основном посвящена решению вопросов п. 3 и 4.
Повышение качества изделий напрямую зависит от уровня совер-
шенства вибрационных испытаний, которые в течение нескольких де-
сятилетий являются способом контроля долговечности и надежности,
т.е. частью технологического процесса. При испытаниях на вибрацию
решаются две основные проблемы.
1. Получение достоверных усталостных характеристик материала
при нагрузках, близких к эксплутационным; исследование виброна-
груженности конструкции и прогнозирование на их основе долговеч-
ности объекта испытаний в условиях эксплуатации.
2. Оценка надежности и вибропрочности объекта испытаний за за-
данное время при заданных нагрузках. При этом по завершении ис-
пытаний нет достоверных сведений об оставшемся ресурсе объекта, а
доводить конструкции, многие из которых уникальны, до разрушения
слишком дорого.
При эксплуатации транспортной техники наиболее распространен-
ным видом нагрузки является широкополосная случайная вибрация.
Международная электротехническая комиссия (МЭК) предъявляет
к виброиспытаниям два основных требования: полученные результа-
ты должны быть достоверными и воспроизводимыми в различных
лабораториях, что особенно важно при проведении приемо-сдаточных
испытаний. При низкой достоверности результатов испытаний вос-
производимость результатов испытаний нереальна.
Вопросы воспроизводимости результатов испытаний рассмотрены
в работе [1], где основное внимание уделено использованию динами-
ки объекта при формировании испытательного спектра нагружения.
Это позволило решить задачу о реализации тяжелейшего (с точки зре-
ния исчерпания усталостной долговечности и вибронагруженности)
режима — единственного, на котором следовало бы проводить ис-
пытания [2], — режима ускоренных испытаний. Особенно остро эта
проблема стоит при длительной эксплуатации техники в авиации и на
транспорте, для конструкций с высоким уровнем вибраций (жидкост-
ные ракетные двигатели), хотя и в других отраслях она также давно
актуальна.
В процессе развития методологии виброиспытаний возникали но-
вые проблемы, в том числе проведение эквивалентных испытаний,
под которыми понимается замена реальных случайных вибраций ис-
пытательным (модельным) детерминированным режимом. За рубежом
исследования в этом направлении велись в целях снижения затрат на
испытания, так как потребление энергии при случайных вибрациях
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 2 27