Важным элементом подводной привязной системы является ка-
бель, связывающий судно обеспечения с телеуправляемым необитае-
мым подводным аппаратом (ТНПА). При сходе кабеля с барабана ле-
бедки ТНПА на глубине формируется спиралевидная конфигурация.
На рис. 1 приведен кадр видеосъемки с подводного аппарата “Мир” на
глубине 1690 м. Кабель, соединяющий аппарат “Мир” и ТНПА “Фиш-
103”, имеет диаметр 16 мм и первоначально был намотан без натяга
на барабан диаметром 0,3 м. Получающаяся спиралевидная конфигу-
рация кабеля эквивалентна цилиндрической пружине и создает допол-
нительную нагрузку на средства движения ТНПА.
Многожильный гибкий кабель представляет собой сложную ме-
ханическую систему, в которой возможно относительное движение
внутренних элементов кабеля в процессе его изгиба. При этом возни-
кает сила трения между его элементами. В наземных условиях работа
сил трения составляет от 15 до 40% общей работы на деформацию
кабеля [1]. На глубине давление воды увеличивает силу трения меж-
ду внутренними элементами кабеля, что приводит к увеличению его
изгибной жесткости.
В настоящей работе описаны экспериментальные исследования из-
гибной жесткости кабеля и изменения его геометрии при изгибе в
условиях внешнего гидростатического давления. При этом под изгиб-
ной жесткостью кабеля понимается приведенная жесткость кабеля,
являющаяся комбинацией жесткости при изгибе элементов кабеля и
сдвиге этих элементов относительно друг друга.
Рис. 1. ТНПА “ФИШ-103” при работах на АПЛ “Комсомолец”, глубина 1690 м
4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 1