Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Погрешность полученных результатов на концевых участках ха-

рактеристики (см. рис. 2,

а

) составила

σ

= 2

,

67

. . .

6

,

62

%, а в средней

части

σ

= 2

,

53

. . .

5

,

73

%.

Из рис. 2,

а

следует, что характеристики ступени, рассчитанной по

(SSTGTM)-модели и числом ячеек 250 000 и 500 000 имеют более

продолжительные линии в области высоких давлений по сравнению с

моделью ступени с 750 000 элементов.

Зависимость КПД от расхода воздуха видна из формулы (3). Для

этой модели время расчета одной линии режима длится от 2 ч на мак-

симальном количестве ячеек 750 000.

Анализ графика

ψ

ϕ

.

Для более точной верификации исследу-

емых конфигураций расчетных моделей использовался график

ψ

ϕ

(см. рис. 2,

б

). Из этого графика следует, что все линии режимов рас-

полагаются вблизи экспериментальной характеристики.

Модель турбулентности

k

ε

.

Характеристики ступени с (

k

ε

)-

моделью находятся выше экспериментальной и наименьшее расхожде-

ние результатов наблюдается в средней части графика. С увеличением

количества ячеек линии режимов отдаляются от экспериментальной

характеристики. При достижении 500 000 ячеек на венец дальнейше-

го смещения характеристики не происходит. Расхождение результатов

расчетов с (

k

ε

)-моделью и экспериментальных данных на конце-

вых участках характеристики можно объяснить поздним определени-

ем срывных течений при такой постановке.

Модель турбулентности SST

. Для такой модели турбулентности

можно сделать вывод, что при количестве ячеек до 500 000 получить

удовлетворительные результаты не представляется возможным, так

как при большом размере ячеек вблизи поверхности лопатки невоз-

можно выполнить требования качества сетки.

На рис. 2,

б

характеристики ступеней при использовании модели

SST с 750 000 и 1 000 000 ячеек практически накладываются друг на

друга и располагаются ниже экспериментальной характеристики. В

отличие от (

k

ε

)-модели SST-модель более точно описывает характе-

ристику течения на концевых участках изодромы. Из рис. 2,

б

следует,

что вблизи концевых участков линия имеет более изогнутый характер,

который повторяет изгиб экспериментальной характеристики.

Модель турбулентности SST GTM

. На рис. 2,

б

видно, что до

500 000 элементов получить удовлетворительные результаты не пред-

ставляется возможным, с 500 000 элементов линия рабочего режима

наиболее приближена к экспериментальной характеристике и повто-

ряет ее характер на концевых областях графика. Характеристика с

750 000 ячеек дает результаты, которые имеют большее расхождение с

экспериментальными, чем характеристика с 500 000 ячеек. Это связа-

но с возросшими ошибками в сетке на входных и выходных кромках

профиля лопаток.

62 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 1