Рис. 13. Типовой цикл создания целевого спутника
испытаний, а также к существенным проблемам в части обеспечения каче-
ства и надежности спутника в целом. И это проблемы не только космической
индустрии, но всего машиностроительного комплекса в целом.
Во многих современных отраслях машиностроения стратегическим на-
правлением является “мехатроника” — новая область науки и техники, по-
священная созданию и эксплуатации машин и систем с компьютерным упра-
влением, которая базируется на знаниях в области механики, электроники и
микропроцессорной техники, информатики и компьютерного управления. В
данном определении особо подчеркнута триединая сущность мехатронных
систем, в основу построения которых заложена идея глубокой взаимосвязи
механических, электронных и компьютерных элементов.
Современный спутник так же, как сложный технический комплекс, це-
лесообразно создавать как мехатронную систему на базе унифицированных
и функционально интегрированных интеллектуальных модулей со стандарт-
ными логическими, электрическими и механическими интерфейсами с ин-
теллектуальным управлением (рис. 13).
Такие предложения базируются на максимальном использовании создан-
ного научно-технического задела:
— технологий создания интеллектуальных модульных робототехнических
комплексов наземного, воздушного, водного и космического базирования, по-
строенных на базе современных технологий мехатроники и микросистемной
техники;
— технологий создания высокоинтегрированного бортового оптико-
электронного комплекса, разработанных в рамках создания КА оптико-
электронного наблюдения.
Такой инновационный подход к созданию спутников как мехатронных
систем предусматривает широкое использование:
— индустриальных технологий массового производства;
— открытой, общедоступной архитектуры построения;
14 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 1