Таким образом, сильными сторонами предложенной методики уни-
фикации БВД являются:
•
возможность учета влияния на конструктивно-эксплуатационные
параметры унифицированных БВД программы выпуска изделий;
•
возможность учета влияния технологических методов формо-
образования полусфер и их сварки на конструктивно-эксплуата-
ционные параметры унифицированных БВД;
•
возможность учета влияния температурного режима эксплуата-
ции БВД.
При оценке возможности применения предложенной методики для
решения второй задачи, суть которой состоит в снижении затрат
C
исп
на использование конструкции БВД в составе РКТ, исходили из до-
пущения, что в сечении расположения БВД погонная масса корпуса
ракеты-носителя
˙
M
кор
пропорциональна ее диаметру
D
кор
и приведен-
ной толщине корпуса
δ
кор
.
Эффективность проектного решения оценивалась условием для
суммарной массы
M
эфф
Σ
=
M
u
+ 2 ˙
M
кор
R
)
min
,
где
˙
M
кор
— погонная масса ракеты-носителя, которая при расчетах бы-
ла принята равной
˙
M
кор
= 174
,
6
кг/м. Оказалось, что для снижения
суммарной массы ракеты-носителя и БВД следует увеличивать рабо-
чее давление сжатого газа БВД, снижая его габаритный размер.
Выводы.
1. На базе анализа литературных источников установле-
но, что БВД являются уникальными объектами, допускающими реше-
ние актуальной проблемы производства в ракетно-космическом маши-
ностроении — унификации компонентов РКТ.
2. В отличие от известных работ, посвященных унификации БВД,
в качестве объекта статистического анализа предложено использовать
запасенную сжатым газом внутреннюю энергию, которая определяет
эффективность работы БВД в составе РКТ. Показано, что для унифи-
цированных БВД можно рекомендовать числовой ряд значений запа-
саемой внутренней энергии: 1; 4,5; 9МДж.
3. Разработанные алгоритмы оптимизации конструктивных пара-
метров БВД по критериям массы и себестоимости их изготовления
учитывают особенности технологии изготовления БВД:
•
зависимость дефектности сварного шва от толщины стенки шар-
баллона;
•
влияние метода изготовления полусфер на массу БВД и произ-
водственные расходы и т.д.
4. Предложенные алгоритмы допускают оптимизацию конструк-
тивных параметров БВД, эксплуатирующихся при криогенных темпе-
ратурах.
78 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2014. № 5